Консультация "Физическое развитие детей раннего возраста"

06.05.2020

Для малышей в возрасте от 2-х до 3-лет физическое воспитание особенно значимо. В ежедневном режиме дневной сон остается главным условием сохранения здоровья и работоспособности ребенка. В 2-2,5 лет он должен спать днем до 2, 5 – 3-х часов, а став чуть старше (в 3 года) – не менее 2-х часов.

            Известно, что малыши быстро утомляются, не редко переключаются с одной деятельности на другую, не могут долго выполнять одно и то же упражнение. Частая смена деятельности характерна для ребенка (он быстро теряет интерес к тому, чем занимался) даже в том случае, если в играх и упражнениях участвуют взрослые.

            Режим детей 2-3 лет требует создания дифференцированных условий для их активности и жизнедеятельности. Ребятишкам 2-2,5 лет нужно больше времени, отводимого на режимные моменты. Они нуждаются в большей поддержке своей активности со стороны взрослого, чем дети постарше.

            Малыши с 2 до 3-х лет объединены в одну возрастную группу. Взрослому, организующему взаимодействие с ними, необходимо обращать самое тщательное внимание на самочувствие ребенка, дозировать нагрузку всех видов деятельности, потому что чем младше ребенок, тем он быстрее утомляется, но и быстрее восстанавливается. Следовательно, важно организовать рациональный режим и эффективную деятельность, разнообразную по форме и содержанию.

            Дети в раннем возрасте тратят много силы, энергии на различные движения, в которых они ощущают большую потребность. В 2-3 года малыш может целый день, без остановки, ходить, бегать, играть с мячом, заниматься с игрушками. Подпрыгивать и т. п. Не устает, потому что все время меняет характер, темп движения.

             Организация условий для проявления двигательной активности маленьких непосед остается одним из основных направлений в их развитии. Дети реализуют естественную потребность в перемещении, в то же время движение служит условием познания, приобретения нового опыта и новых впечатлений, набирает силу, самостоятельность и уверенность в умении управлять своим телом. Согласно данным Л.Г.Голубевой,  В.А.Шишкиной, двигательная активность двухлетних детей при 9-часовом пребывании в детском саду должна включать не менее 5,3 – 6,8 тысяч шагов. А в 3 года – 9,0 -9,5 тысяч шагов. Среднее количество движений в минуту в 2 года – 32 – 41, в 2,5 года – 43 – 50, а в 3 года – 44-56.

            Отсутствие или дефицит двигательной активности грозит нарушениями в развитии всех систем маленького созревающего организма. Дети, которые лишены возможности свободных движений, вялы, эмоционально подавлены.

            Недостаток движения ведет к быстрому утомлению. Следствием нередко бывает проявление компенсаторной двигательной функции: у ребятишек появляются такие двигательные акты, как раскачивание тела в разные стороны, бесцельное размахивание  и навязчивые движения руками, сосание пальцев и т. п. Если отказать ребенку в движении, то результатом может стать не только отставание в физическом развитии, но и нарушение целого комплекса психофизических процессов: дефекты в развитии речи, задержка психического развития, нарушение обмена веществ, опорно-двигательного аппарата: вялая осанка, плоскостопие и т. п. Отказ от предлагаемых движений или недостаточная двигательная активность малыша должны служить для взрослого сигналом: имеются проблемы в здоровье и развитии ребенка.

            В период раннего возраста у человека формируется «сенсомоторный интеллект» (Ж.Пиаже), он способствует развитию разных по сложности предметных действий и речевой активности. Толчком к формированию речи и мышления служит двигательная деятельность ребенка. Что объясняется анатомическим расположением двигательного анализатора по отношению к речевой и моторной областям.

            Для малыша движения ценны еще и тем, что составляют чувственную основу его познания. Направления движения ориентированы на то, что необычно, ново, вызывает интерес маленького исследователя.

            Дети 3-го года жизни – непоседы, они, как правило, уже освоили ходьбу, пытаются быстро перемещаться. Данный возраст характеризуется неуемным желанием бегать, прыгать, вертеться, куда-то влезать и откуда-то слезать, что-то тянуть, толкать и вообще быть в движении. Именно так ребятишки могут научиться контролировать свое тело, чувствовать его и управлять им.

            Разнообразный двигательный опыт стимулирует формирование таких функций, как равновесие и координация, которая у детей раннего возраста еще очень слабы.

 

                              Закаливание детей раннего возраста

                               Воздушные ванны.

 

1.     В отсутствие детей взрослые должны организовать сквозное проветривание комнат.

2.     В присутствии детей можно организовать угловое проветривание.  При этом строго следим за тем, чтобы дети не находились в непосредственной близости к открытому окну.

3.     Тщательно следим за тем, чтобы дети на протяжении всего дня находились в облегченной одежде (при температуре воздуха не ниже 18-20 С).

4.     Проводим утреннюю гимнастику в хорошо проветриваемой комнате и в соответствующей одежде (х/б носки, облегченная одежда).

5.     Организуем дневной сон без маек, если температура в спальне составляет 18 С и выше. Температура под одеялом достигает 38-39С. Проснувшись, ребенок может получить контрастную ванну с разницей в 18-20С. Это отличный тренинг для терморегуляционного аппарата.Хочу такой сайт

6.     В течение дня неоднократно предлагаем детям походить босиком по покрытому и непокрытому полу.

 

Водные процедуры

 

1.     Организуем ходьбу босиком по мокрой солевой дорожке, ребристой доске после дневного сна.

2.     Обучаем детей обширному умыванию прохладной водой: мытью рук до локтя, растиранию мокрой ладошкой груди и шеи. По окончании водной процедуры  ребенок самостоятельно вытирается салфеткой или махровым полотенцем.

3.     Организуем полоскание  рта и горла водой после каждого приема пищи, постепенно снижая температуру воды на 1 градус, доводя до 18С.

                 

  Организация сна детей

 

1.     Проветриваем спальню перед сном детей не менее получаса.

2.     Через 15 минут после того, как засыпает  ребенок, открываем форточку. За 30 минут до пробуждения закрываем ее.

3.     Следим за соблюдением тишины со стороны взрослых во время сна детей.

  

                    Организация детей на прогулку

 

1.     Следим за тем, чтобы дети были одеты по погоде. В случае потепления убеждаем детей надеть меньше одежды.

2.     Организуем прогулки при температуре воздуха не ниже 20С в безветренную сухую погоду, регулируя время пребывания детей на воздухе.

3.     Во избежание переохлаждения обязательно организуем двигательную деятельность: подвижные, спортивные, народные игры, общеразвивающие упражнения.

   Федосова Е.А., воспитатель

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 19.06.2020

Дата обновления: 19.06.2020

Дата публикации: 06.05.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».