Использование инновационных игровых технологий в работе с детьми раннего возраста
01.03.2022
Раннее детство – особый период в жизни
ребёнка. Закладываемое в этот период
эмоциональное отношение к людям, миру, самому себе запоминается малышом и реализуется
на протяжении долгих лет. Воспитание и развитие детей раннего возраста
предусматривает создание условий для позитивной социализации ребёнка, его
личностного развития, развития инициативы и творческих способностей. В
соответствии с ФГОС ДО, образовательный процесс должен строиться на эффективных
формах работы, основным и ведущим видом деятельности детей раннего возраста
является игра.
Филиал МАДОУ «Детский сад № 70» - «Детский
сад № 57» оснащен разнообразными дидактическими, игровыми материалами. Для работы
с детьми раннего возраста используются комплект методических пособий с игровым
набором «Дары Фрёбеля» и развивающую предметно-пространственную среду В.В. Воскобовича
«Фиолетовый лес», которые позволяют с детьми раннего возраста в игровой форме
решать задачи всех образовательных областей.
Результативной инновационной технологией
игрового обучения детей раннего возраста является использование уникального дидактического
комплекта «Дары Фрёбеля». В сенсорном развитии детей велика значимость организованных
игр с данным пособием. С помощью игрового набора малыши знакомятся с формой,
величиной, цветом, движением предметов и т.д.
Это увлекательно, интересно, надолго привлекает внимание малышей.
Тактильные прикосновения, манипуляции с разными предметами положительно влияют
на мозг малышей, у детей развивается мелкая моторика, ловкость рук; сенсорные
представления; мышление, логика, внимание, речь. Используя «Дары Фрёбеля» в работе с
детьми, учитываются не только особенности возраста, но и возможности каждого
ребёнка.
Игровой набор «Дары Фрёбеля» изготовлен из
качественных натуральных материалов, эстетичен, безопасен в применении, создаёт
условия для организации как совместной деятельности взрослого и ребёнка, так и
самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно — исследовательской
деятельности детей раннего возраста.
Например, показывая ребёнку мячики
основных цветов, формируется его умение различать цвета. Раскачивая шарик в
разные стороны, и соответственно, проговаривая: «Вперед — назад», «Верх —
вниз», знакомим детей с пространственными представлениями. Показывая шарик на
ладони и пряча его, приговаривая при этом: «Есть мячик — нет мячика», малыши
знакомятся с утверждением и отрицанием. Обычно у детей, это вызывает восторг, что
способствует снятию психоэмоционального напряжения, а также релаксации. Также важны
для детей игры и упражнения, направленные на тренировку дыхания или на
расслабление с фиксацией внимания на дыхании. Все задания могут сопровождаться
стихами, музыкой, песенками.
Использование цветных геометрических форм
— кубики, шарики, цилиндры, способствует развитию навыков сортировки, сравнения
и выполнения по образцу, тренирует мелкую моторику. Дети с удовольствием нанизывают как бусы, на шнурок геометрические
формы, можно усложнить задания, к форме можно добавить цвет и размер (бусы
должны быть только красными или синими).
Использование в образовательном процессе с
детьми раннего возраста игрового набора «Дары Фрёбеля» в разных видах детской
деятельности — познавательной, речевой, игровой, двигательной и творческой даёт
положительные результаты.
Инновационная развивающая
предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес» используется в
непосредственно-образовательной деятельности с детьми 2-3 лет, решая многие
образовательные задачи пяти образовательных областей. «Фиолетовый Лес» – это
сенсомоторная зона, может использоваться в игровой деятельности; в общении с
взрослыми и совместными играми со сверстниками под руководством взрослого; в
предметной деятельности и играх с составными и динамическими игрушками; в
восприятии сказок, стихов, рассматривании картинок; двигательной деятельности. Применение
дидактических игр с пособием «Фиолетовый лес», способствует успешному сенсорному
и познавательному развитию, представлений о цвете и форме, развитию воображения
и творческой активности. Например, предлагая малышу помочь ёжику собрать
листочки, закрепляются умения выделять признак - большой и маленький; развитие умения
группировать по размеру. Можно предложить помочь гномам собрать листочки в
корзинки по цветовому признаку, данное упражнение на развитие внимания памяти;
закрепление знания основных цветов; развитие умения группировать по цвету и
т.п. Игровые задания – вариативны, подбираются педагогом с учётом возрастных и индивидуальных
особенностей развития ребёнка.
Все детали «Фиолетового леса» легко
заменяются и дополняются, например, можно поиграть на сказочной поляне,
порезвиться в озере или погулять в лесу. Для ознакомления с художественной
литературой, возможно использовать уже знакомых детям сказочных героев сказок
«Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», для малышей они узнаваемы и
понятны.
Используя данную развивающую среду, дети знакомятся
с сезонными изменениями природы, с жизнью животных в лесу. В маленьком мире Фиолетового
леса наступает осень, она украсила яркими листьями деревья. Пришла зима, выпал первый
снег, а затем весь лес заснул под белым снежным покрывалом, медведь спит в
своей берлоге. Весна украшает мир Фиолетового леса подснежниками и первой зелёной
травой. За цветущей весной приходит жаркое лето, на полянках зацветают цветы, перелетают
с цветка на цветок, порхают бабочки и стрекозы.
Во время игр с материалами «Фиолетового
леса» ребёнок переживает положительные эмоции, разнообразные тактильные
ощущения способствуют сенсорному развитию, укреплению мелкой и крупной
моторики, способствуют устойчивому чувству безопасности и эмоционального
комфорта, так как ощущение безопасности связывается с повторяемыми событиями, играми,
что очень важно для детей раннего возраста в период адаптации.
Использование инновационных игровых
технологий с детьми раннего возраста позволяет добиться лучшего результата во
всестороннем развитии малышей, благодаря чему они становятся самостоятельнее,
активнее. Процесс
обучения в игровой форме побуждает интерес к деятельности, радует и превращает
получение знаний в занимательное путешествие в мир новой информации и навыков.
Стороженко О.В.,
воспитатель группы раннего возраста
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 01.03.2022
Дата обновления: 01.03.2022
Дата публикации: 01.03.2022