Давайте поиграем, звуки на слух различаем!
09.03.2021
Для
детей младшего дошкольного возраста.
Что бы у Вашего малыша не возникло проблем с фонематическим слухом (способностью человека воспринимать и различать на слух звуки речи), предлагаю немного поиграть в игры на развитие слухового восприятия и тем самым, подготовить ребенка к восприятию звуков родного языка. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное его значение: «коза-коса», «дом-том», «бочка-почка». И вот уже козой косят луг, а Мишина машина превращается в мышей на машине
Начинаем работу с узнавания неречевых звуков. Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.
«Кто что слышит?» Ребенку
предлагается закрыть глаза и прислушаться к звукам и шумам, доносящимся с улицы
или из коридора. Внимательно послушайте вместе с ребенком шум воды, шелест
газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки.
«Шумящие мешочки» Вместе с малышом
насыпьте в мешочки крупу, пуговицы, скрепки. Ребенок должен угадать по звуку
потряхиваемого мешочка, что там внутри.
«Волшебная палочка» Взяв карандаш или
любую палочку, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка
заставит звучать вазу, стол, стенку, миску и т.д. Потом усложните задание –
пусть ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет звучал.
«Жмурки» Ребенку завязывают глаза, и он
двигается на звук колокольчика, бубна, свистка.
«Что я делаю?» Ребенок с
закрытыми глазами по характерным звукам и стукам определяют действие,
производимое взрослым.
«Угадай, на чем играют?» Ребенка знакомят
со звучащими игрушками, затем он отворачивается, слушает звук и угадывает,
какая игрушка звучит.
«Угадай, кто кричит». Взрослый показывает
приготовленные картинки или игрушки, включив запись с голосами соответствующих
животных. Затем просит послушать и угадать, кто кричал.
«Похлопаем» Ребенок повторяет
ритмический рисунок хлопков. Например: два хлопка, пауза, два хлопка.
Ритмические рисунки даются в порядке усложнения, их можно отстукивать,
протопать или проиграть на любом детском музыкальном инструменте. В усложненном
варианте ребенок повторяет ритм с закрытыми глазами.
Различение звуков речи
по тембру, силе, высоте.
«Кто тебя позвал?» Ребенка просят
закрыть глаза и определить по голосу, кто назвал его имя.
«Узнай свой голос». Запишите на диктофон
голоса близких и голос самого ребенка, а потом попросите его угадать, кто
сейчас говорит.
«Громко – тихо». Договоритесь, что
ребенок будет выполнять определенные действия – когда вы произносите слова
громко и когда тихо.
«Три медведя». Ребенок
отгадывает, за кого из героев сказки говорит взрослый. Более сложный вариант –
малыш сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.
Различение сходных
между собой по звучанию слов.
«Верно
– неверно». Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первый
звук (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка –
хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.
«Повторюшка» Ребенку предлагается повторить за взрослым вначале по два, затем по
три похожих слова в названном порядке:
БАК — ТАК
МАК — БАК — ТАК
ТОК — ТУК — ТАК
БЫК — БАК — БОК
ДАМ — ДОМ — ДЫМ
КОМ — ДОМ — ГНОМ
МОТОК — КАТОК — ПОТОК
БАТОН — БУТОН — БЕТОН
БУДКА — ДУДКА — УТКА
НИТКА — ВАТКА — ВЕТКА
ТЫКВА — БУКВА — БУДКА
КЛЕТКА — ПЛЁТКА — ПЛЁНКА
·
«Сколько детей позовем?» Взрослый четко
произносит пары слов и просит ребенка определить - одинаковые он слышит имена
или разные.
Люба - Люда
Толя - Толя
Коля - Толя
Дима - Дина
Саша – Саша
Миша - Маша
Соня - Саня
Дина - Инна
Витя - Витя
Витя – Митя
Соловьева А. В. учитель – логопед
филиала МАДОУ «Детский сад № 70»
-«Детский сад № 41»
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 09.03.2021
Дата обновления: 09.03.2021
Дата публикации: 09.03.2021