Развиваем фонематический слух у детей!
20.02.2021
Способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы)
называют фонематическим слухом.
Если фонематический слух у ребёнка развит хорошо, то он без
проблем может дифференцировать (различать) звуки, слоги, слова, похожие по
звучанию (та-да, па-ба, ка-га, са-за,
ша-жа, ша-са, ца-са, ла-ра, ри-ли, мы-ми,
ла-ля; суп-зуб, кот –год, коса-коза, тачка-дачка, почка-бочка, миска-мишка,
шар-жар, малина-Марина, лак-рак и т.д.) Несформированность фонематического слуха
у ребёнка может быть причиной нарушения звукопроизношения, затрудняет
формирование навыков звукового анализа и синтеза. Также недостаточное развитие
фонематического слуха в будущем может привести к проблемам при овладении
грамотным письмом и чтением (дисграфия и дислексия). Чистая речь ребёнка
зависит не только от умения выговаривать «проблемные» звуки, но и от умения их
различать.
Всем детям необходимо
развивать фонематический слух, а особенно детям с речевыми проблемами. Порой
ребёнок не замечает, что он неправильно произносит звуки. Тренировать
фонематический слух просто необходимо! Чем раньше с ребёнком начата работа по
развитию фонематического слуха, тем успешнее будет идти общее развитие ребёнка,
тем грамотнее он будет писать и читать.
Работу с детьми-дошкольниками лучше проводить
через игру. Цель игровых упражнений – научить его слушать и слышать. Дети
учатся слышать звуки, из которых состоит слово; различать близкие по звучанию
звуки. Вскоре Вы заметите, что ребёнок начал слышать себя, свою речь.
Для развития фонематического
слуха можно поиграть с ребенком в такие
игры: (играть можно дома, во время
прогулки, по дороге в детский
сад и домой, в
транспорте)
«Поймай
звук» (с
4 лет) Цель: развивать умение слышать заданный звук. Попросите ребёнка
хлопнуть в ладоши, когда он услышит звук «А»: А-О-У-А-И-Э-А-Ы.. Аналогичная
работа с другими гласными звуками: О, И, У, Ы, Э.
«Повтори
за мной»
(с 4 лет) Цель: развивать фонематический слух, умение повторить за взрослым
цепочку гласных звуков в разной последовательности. Попросите ребёнка повторить
за вами звуки: А-О-И, И-У-Ы, … И-О-А-Ы-Э, У-О-И-А-Ы, АО, ИУ, ЫА….
«Перевозим грузы» (с 4-5 лет) Цель: упражнять в отборе игрушек со звуком
С в названии. В игрушечном грузовике, отмеченный буквой С, можно перевозить
только игрушки (вещи), имеющие данный звук в названии. Например, «С» перевозит
собачку, лису, стаканчик, совок, лису, самолетик т.д. Аналогично на другие звуки.
«Первый звук (с 4 лет) Цель: упражнять в выделении первого гласного звука в слове. Нужно
выделить голосом первый звук в словах (а-а-аист, у-у-ухо, о-о-облако, и-и-ива).
«Будь
внимателен»
(с 5 лет) Цель: развивать умение слышать заданный звук. Хлопни (подними руку, подпрыгни) если
услышишь звук Ш в слове ( ша, та, са, шо, шу, су, жи, ши, сы, ча, ша; шар, жук,
сом, шина, усы, уши, лужа, Маша, Женя, чайка, мышка, маска и т.п..) Аналогично
на другие звуки.
«Хлопаем-топаем» (с 5 лет) Взрослый предлагает ребёнку хлопнуть в ладоши, когда он
услышит определённый звук в слове (звук выбирается заранее). Например,
"С": сумка, шут, лиса, цапля,
ваза, коса и т. д. Если в названном слове звук
отсутствует, ребёнок топает ногами.
«Правильно повтори» (с 5 лет) Цель: упражнять детей в различении звонких и глухих звуков (ша- жа; ша-ша-жа; жи-ши-жи; са-за-са; па-ба; па-па-ба; та-да; да-да-та; ка-га; ка-га-ка; ва-фа, ва-ва-фа; шар-жар, Луша-лужа, сайка-зайка, козы-косы, суп-зуб, почка – бочка, Том-дом, точка-дочка, кости-гости, корка-горка и т.п.)
«Придумай рифму» (игра с мячом) ( с 5-6лет) Взрослый и ребёнок поочерёдно
называют слова и подбирают к ним рифму (кот – рот, корова - корона, мишка –
шишка, грач-врач, тапки-лапки и т. п.).
«Подари картинки» ( с 5 лет) Цель: упражнять в различении звуков Р и Л в
словах. Отбери картинки со звуками Р и Л
(подари картинки
Роме – со звуком Р в названии, а Миле –
со звуком Л в названии) Аналогично на звуки С-З, С - Ш, З - Ж, Ш - Ж, Л-Ль, Р- Рь.
«Делим слова на части» (с 5 лет) Цель: упражнять в делении слов на слоги. Взрослый произносит
слово, ребёнок повторяет его, сопровождая произнесение каждого слога хлопком в
ладоши, затем говорит, сколько в слове частей. (Например: со-ба-ка. В слове три
части.)
«Назови
первый звук в слове»
(с 5 лет). Цель: учить выделять первый звук в слове. Взрослый показывает
игрушку (картинку), например, слон и предлагает определить, с какого звука
начинается это слово. Взрослый говорит: СССлон. Затем показывает игрушки или
картинки животных, игрушек и т. д. и просит «Назови первый звук в слове».
«Назови
последний звук в слове» (с 5 лет). Цель: развивать фонематический слух, учить
определять место звука в слове. Взрослый показывает игрушку (картинку),
например, кот и предлагает определить, какой звук в конце слова. Для этого -
проговаривать чётко слово и последний звук голосом выделять громче: коТ, соМ,
трактоР, малыШ… Затем показывает игрушки (картинки) животных, игрушек и т. д. и
просит «Назови последний звук в слове».
«Цепочка слов» (игра с мячом) ( с 5-6лет) Взрослый и ребёнок поочерёдно произносят
слова, бросая друг другу мяч: каждое последующее слово должно начинаться на
звук, которым закончилось предыдущее ( мяч – чемодан – нос – санки –
игла –абрикос – собака - аист – танк – комар – ракета – Алеша - и т.д.)
Игра
с мячом «Кто больше» (с
5-6 лет)
Цель: упражнять в подборе слов на заданный
звук. Придумываем слова со звуком С, перебрасывая друг другу мяч (санки, сом,
суп, сом, сын, самолет, коса, лиса, часы и т.п.) Аналогично на другие звуки.
«Собери слово» ( с 6 лет) Цель: формировать навыки звукового
анализа и синтеза. Взрослый: Я назову звуки по очереди, а ты соберите слово: О,
С, А – оса, Ж, У, К – жук, К, О,З, А- коза, К, О, Ш, К, А – кошка…
«Разбери слово» (с 6 лет) Цель: формирование навыка звукового
анализа и синтеза. Взрослый предлагает ребёнку разобрать слово на звуки (назвать все звуки поочерёдно): бык – Б-Ы-К, роза –
Р-О-З-А, кошка – К-О-Ш-К-А…)
«Превращения» (с 6 лет) Цель: упражнять
в звуковом анализе и синтезе слов. В названном
взрослым слове ребёнок должен поменять один звук таким образом, чтобы получилось
другое слово. Например: ДОМ-ДЫМ, СОН-СОМ, ЛАПА-ЛАМА, ВРАЧ-ГРАЧ, ЛАК-РАК, МИСКА – МИШКА, МЫШКА-МИШКА и т. д.
«Веселая путаница» (с 5-6 лет) Взрослый называет шуточные оговорки, а ребенок
угадывает, как их исправить. Произносит фразы правильно.
Тащит
мышонок в норку огромную хлебную горку
(корку).
В облаках летала сайка. На столе лежала чайка.
На обед вкусный халат. На Аленушке новый салат.
Вылезла из норки шишка, на неё упала мышка.
С другом мы играли в чашки, пили чай из белой шашки.
Модница надула шубы (губы), не подходят ей все губы (шубы).
Уважаемые родители! Развивая
фонематический слух, Вы облегчите ребёнку процесс освоения чтения и письма.
Удачи Вам и Вашим детям! И пусть фонематический слух будет в порядке.
Лукоянова Ирина
Леонидовна, учитель-логопед
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 20.02.2021
Дата обновления: 20.02.2021
Дата публикации: 20.02.2021