Развиваем фонематический слух у детей!

20.02.2021

Способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы) называют фонематическим слухом.

Если фонематический слух у ребёнка развит хорошо, то он без проблем может дифференцировать (различать) звуки, слоги, слова, похожие по звучанию (та-да, па-ба,     ка-га, са-за, ша-жа, ша-са,  ца-са, ла-ра, ри-ли, мы-ми, ла-ля; суп-зуб, кот –год, коса-коза, тачка-дачка, почка-бочка, миска-мишка, шар-жар, малина-Марина, лак-рак и т.д.) Несформированность фонематического слуха у ребёнка может быть причиной нарушения звукопроизношения, затрудняет формирование навыков звукового анализа и синтеза. Также недостаточное развитие фонематического слуха в будущем может привести к проблемам при овладении грамотным письмом и чтением (дисграфия и дислексия). Чистая речь ребёнка зависит не только от умения выговаривать «проблемные» звуки, но и от умения их различать.

Всем детям необходимо развивать фонематический слух, а особенно детям с речевыми проблемами. Порой ребёнок не замечает, что он неправильно произносит звуки. Тренировать фонематический слух просто необходимо! Чем раньше с ребёнком начата работа по развитию фонематического слуха, тем успешнее будет идти общее развитие ребёнка, тем грамотнее он будет писать и читать.

 Работу с детьми-дошкольниками лучше проводить через игру. Цель игровых упражнений – научить его слушать и слышать. Дети учатся слышать звуки, из которых состоит слово; различать близкие по звучанию звуки. Вскоре Вы заметите, что ребёнок начал слышать себя, свою речь.

Для развития фонематического слуха можно поиграть с ребенком в такие игры:  (играть можно дома, во время прогулки, по дороге в детский сад и  домой, в транспорте)

«Поймай звук» (с 4 лет)  Цель: развивать умение слышать заданный звук.                      Попросите ребёнка хлопнуть в ладоши, когда он услышит звук «А»: А-О-У-А-И-Э-А-Ы.. Аналогичная работа с другими гласными звуками: О, И, У, Ы, Э.

«Повтори за мной» (с 4 лет) Цель: развивать фонематический слух, умение повторить за взрослым цепочку гласных звуков в разной последовательности. Попросите ребёнка повторить за вами звуки: А-О-И, И-У-Ы, … И-О-А-Ы-Э, У-О-И-А-Ы, АО, ИУ, ЫА….

«Перевозим грузы» (с 4-5 лет) Цель: упражнять в отборе игрушек со звуком С в названии. В игрушечном грузовике, отмеченный буквой С, можно перевозить только игрушки (вещи), имеющие данный звук в названии. Например, «С» перевозит собачку, лису, стаканчик, совок, лису, самолетик  т.д. Аналогично на другие звуки.

«Первый звук (с 4 лет)  Цель: упражнять в выделении первого гласного звука в слове. Нужно выделить голосом первый звук в словах (а-а-аист, у-у-ухо, о-о-облако, и-и-ива).

«Будь внимателен» (с 5 лет)  Цель: развивать умение слышать заданный звук.   Хлопни (подними руку, подпрыгни) если услышишь звук Ш в слове ( ша, та, са, шо, шу, су, жи, ши, сы, ча, ша; шар, жук, сом, шина, усы, уши, лужа, Маша, Женя, чайка, мышка, маска и т.п..) Аналогично на другие звуки.

 «Хлопаем-топаем» (с 5 лет) Взрослый предлагает ребёнку хлопнуть в ладоши, когда он услышит определённый звук в слове (звук выбирается заранее). Например, "С": сумка, шут, лиса, цапля, ваза, коса и т. д. Если в названном слове звук отсутствует, ребёнок топает ногами.

«Правильно повтори» (с 5 лет) Цель: упражнять детей в различении звонких и глухих звуков  (ша- жа;  ша-ша-жа;  жи-ши-жи; са-за-са; па-ба; па-па-ба; та-да; да-да-та; ка-га; ка-га-ка; ва-фа, ва-ва-фа;  шар-жар, Луша-лужа, сайка-зайка, козы-косы, суп-зуб, почка – бочка, Том-дом, точка-дочка, кости-гости, корка-горка и т.п.)

«Придумай рифму» (игра с мячом) ( с 5-6лет)  Взрослый и ребёнок поочерёдно называют слова и подбирают к ним рифму (кот – рот, корова - корона, мишка – шишка, грач-врач, тапки-лапки и т. п.).

«Подари картинки» ( с 5 лет)  Цель: упражнять в различении звуков Р и Л в словах. Отбери картинки со звуками Р и Л

(подари картинки Роме – со  звуком Р в названии, а Миле – со звуком Л в названии) Аналогично на звуки С-З, С - Ш, З - Ж,        Ш - Ж, Л-Ль, Р- Рь.  

«Делим слова на части» 5 лет) Цель: упражнять в делении слов на слоги. Взрослый произносит слово, ребёнок повторяет его, сопровождая произнесение каждого слога хлопком в ладоши, затем говорит, сколько в слове частей. (Например: со-ба-ка. В слове три части.)

«Назови первый звук в слове» (с 5 лет). Цель: учить выделять первый звук в слове. Взрослый показывает игрушку (картинку), например, слон и предлагает определить, с какого звука начинается это слово. Взрослый говорит: СССлон. Затем показывает игрушки или картинки животных, игрушек и т. д. и просит «Назови первый звук в слове».

«Назови последний звук в слове» (с 5 лет). Цель: развивать фонематический слух, учить определять место звука в слове. Взрослый показывает игрушку (картинку), например, кот и предлагает определить, какой звук в конце слова. Для этого - проговаривать чётко слово и последний звук голосом выделять громче: коТ, соМ, трактоР, малыШ… Затем показывает игрушки (картинки) животных, игрушек и т. д. и просит «Назови последний звук в слове».

«Цепочка слов» (игра с мячом) ( с 5-6лет) Взрослый и ребёнок поочерёдно произносят слова, бросая друг другу мяч: каждое последующее слово должно начинаться на звук, которым закончилось предыдущее ( мяч – чемодан – нос – санки – игла –абрикос – собака - аисттанккомарракетаАлеша -  и т.д.)Хочу такой сайт

Игра с мячом «Кто больше» (с 5-6 лет)

Цель: упражнять в подборе слов на заданный звук. Придумываем слова со звуком С, перебрасывая друг другу мяч (санки, сом, суп, сом, сын, самолет, коса, лиса, часы и т.п.) Аналогично на другие звуки.

 «Собери слово» ( с 6 лет) Цель: формировать навыки звукового анализа и синтеза. Взрослый: Я назову звуки по очереди, а ты соберите слово: О, С, А – оса, Ж, У, К – жук, К, О,З, А- коза, К, О, Ш, К, А – кошка…

 «Разбери слово» (с 6 лет) Цель: формирование навыка звукового анализа и синтеза. Взрослый предлагает ребёнку разобрать слово на звуки (назвать все звуки поочерёдно): бык – Б-Ы-К, роза – Р-О-З-А, кошка – К-О-Ш-К-А…)

 «Превращения» (с 6 лет) Цель: упражнять в звуковом анализе и синтезе слов. В названном взрослым слове ребёнок должен поменять один звук таким образом, чтобы получилось другое слово. Например: ДОМ-ДЫМ, СОН-СОМ, ЛАПА-ЛАМА, ВРАЧ-ГРАЧ, ЛАК-РАК, МИСКА – МИШКА, МЫШКА-МИШКА и т. д.

«Веселая путаница» (с 5-6 лет) Взрослый называет шуточные оговорки, а ребенок угадывает, как их исправить. Произносит фразы правильно.

 Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку (корку).

В облаках летала сайка. На столе лежала чайка.

На обед вкусный халат. На Аленушке новый салат.

Вылезла из норки шишка, на неё упала мышка.

С другом мы играли в чашки, пили чай из белой шашки.

Модница надула шубы (губы), не подходят ей все губы (шубы).

Уважаемые родители! Развивая фонематический слух, Вы облегчите ребёнку процесс освоения чтения и письма. Удачи Вам и Вашим детям! И пусть фонематический слух будет в порядке.

Лукоянова Ирина Леонидовна, учитель-логопед

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 20.02.2021

Дата обновления: 20.02.2021

Дата публикации: 20.02.2021

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».