Филиал муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 70 комбинированного вида»-«Детский сад № 38» Юридический адрес:623104, Свердловская область, г. Первоуральск, проспект Ильича, 22б Тел.: 8(3439)66-63-82, E-mail: mkdou70@yandex.ruСайт: 70prv.tvoysadik.ru Фактический адрес:623104, Свердловская область, г. Первоуральск, улица Комсомольская, 25а Тел.: 8(3439)64-56-94, E-mail: prv-dou38@yandex.ru Принято и утверждено: на заседании Педагогического совета филиала МАДОУ «Детский сад № 70»«Детский сад № 38» протокол № _1_ «_31_» _августа__ 2022 г. Согласовано: на заседании Совета родителей филиала МАДОУ «Детский сад № 70» -«Детский сад № 38» протокол № _1__ «_31_» августа 2022 г. Утверждено: приказом директора МАДОУ «Детский сад№ 70» № 01-161/2 от «31» августа 2022 г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ШАХМАТЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ» Возраст детей: 5-7 лет Срок реализации: 1 год Уровень программы: стартовый Автор-составитель: Шестернина М. С. Педагог дополнительного образования г. Первоуральск, 2022 г. СОДЕРЖАНИЕ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ...........................................................................................................3 1.1. Пояснительная записка ..............................................................................................................................3 1.2. Цель и задачи программы ..........................................................................................................................5 1.3. Планируемые результаты ..........................................................................................................................6 1.4. Возрастные особенности............................................................................................................................6 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.......................................................................................................................8 2.1. Учебный план программы .........................................................................................................................8 2.2. Календарно-тематический план ................................................................................................................8 3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА ..........................................................................................................11 4. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ .................................................................................................................13 4.1. Ожидаемые педагогические результаты ................................................................................................13 4.2. Условия реализации программы .............................................................................................................13 4.3. Материально-техническое обеспечение .................................................................................................14 4.4. Кадровое обеспечение ..............................................................................................................................14 4.5. Методическое обеспечение программы .................................................................................................14 4.6. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы .........................................................................15 5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ...............................................................................................................................16 Приложение 1...................................................................................................................................................17 2 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ 1.1. Пояснительная записка Направленность программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматы для дошкольников» является программой социально-гуманитарной направленности. Программа модифицирована на основе Программы Русской шахматной школы «Феникс» Шахматы для дошкольников» и Программы «Шахматы. Первый год. Учусь и учу». Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана в соответствии с нормативными документами: Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации 09.11.2018 г. № 196; Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р); Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; Письмо Министерства просвещения РФ от 31 января 2022 № ДГ-245/06 «О направлении методических рекомендаций» вместе с «Методическими рекомендациями по реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»; Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года N 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области»; Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территорииСвердловской области на период до 2035 года»; Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 26.06.2019 г. № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области»; Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 22.12.2021 г. № 1245-Д "О внесении изменений в приказ Министерства образования и молодежной политики СО от 26.06.2019 №70-Д "Об утверждении методических рекомендаций по подготовке правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области"; Приказ от 26.02.2021 г. № 136-д «О проведении сертификации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ для включения в систему персонифицированного финансирования дополнительного образования детей Свердловской 3 области в 2021 году» (вместе с методическими рекомендациями «Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях»; Устав МАДОУ «Детский сад № 70». Актуальность. Возрождение ценностного потенциала отечественной шахматной школы направлено на реализацию личностно-развивающей и гуманистической государственной политики дошкольного образования в нашей стране. Программа по шахматам для дошкольников ориентирована на формирование личностного развития ребёнка посредством вовлечения его в интеллектуально-спортивную среду, в частности путём знакомства с шахматным искусством. При этом ценностный потенциал, накопленный в шахматной педагогике, является инструментом как образования, так и воспитания. Данная Программа разработана на основе системно-деятельностного подхода и направлена на формирование социально-коммуникативных и познавательных компетенций. Она предполагает стимулирование деятельности и структурирование процессов мышления (внимание, планирование, рефлексия, память, счёт, анализ и самоанализ). Особенно это актуально для нынешнего времени - времени решительных преобразований во всех сферах человеческой деятельности, когда для достижения успеха требуется максимальное использование всего потенциала, запасов внутренней энергии человека. Отличительными особенностями и новизной данной программы является обобщение опыта работы с детьми дошкольного возраста. Благодаря комбинированному подходу, удается в наибольшей степени раскрыть возможности обучающихся, пробудить живой интерес не только к шахматам, но и к любой исследовательской работе. Игра в шахматы дает возможность ребенку реализовать врожденную потребность в состязаниях на уровне мыслительной деятельности. Удовлетворение этой потребности способствует гармоничному развитию личности. Соревновательная форма некоторых занятий позволяет сформировать активную социальную позицию и создать предпосылки для формирования лидерских качеств у подрастающего поколения. Однако «ситуация неуспеха», типичная для спорта, нацеленного на достижение высших результатов, в занятиях с дошкольниками должна сниматься организационными акцентами проведения состязаний (например, главный приз «За достойное поведение», «За помощь в организации турнира» и др.). Также важно подчеркнуть, что занятия шахматами в дошкольном возрасте являются средством выявления и поддержки математически одарённых детей. Адресат программы. Данная программа разработана для детей 5-7(8) лет, желающих научиться играть в шахматы, не имеющих (или имеющих минимальные познания) знаний и навыков в игре. Минимальный возраст зачисления 5 Максимальный для возраст зачисления 8 Оптимальная для наполняемость групп 10 Максимальное количество 20 Уровневость дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Шахматы для дошкольников» - стартовый, предполагающий использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы. Объем программы. Общее количество учебных часов, необходимых для освоения программы, составляет 64 часа. Сроки реализации программы – 1 год. Продолжительность обучения по программе 36 недель, период обучения – с 1 сентября по 31 мая. Продолжительность 1 академического часа зависит от возраста детей. Перерыв между занятиями 5 мин. Общее количество часов в неделю 2 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу. Длительность занятий зависит от возраста: 3-4 – младший возраст, 4-5 лет – средний возраст, 5-6 – старший возраст, 6-7 лет – подготовительный возраст; продолжительность занятий по возрастным группам: младшая группа – 15 минут, средняя группа – 20 минут, старшая группа – 25 минут, подготовительная группа – 30 минут. 4 Программное содержание одной недели делится на два занятия, первое занятие вводная часть и начало работы, второе занятие – завершение работы и оценивание конечного результата. Формы обучения – очная, групповая. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения. Виды занятий. Программа предусматривает два вида занятий: теоретические и практические занятия. На теоретические занятия отводится 22 часа, на практические – 42 часа. В обучении применяется групповая форма с индивидуальным подходом, включающая обучение в малых группах. Учитывая возрастные особенности обучающихся, все занятия проводятся в игровой форме с использованием приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у учащихся: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске. Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен детям старшего дошкольного возраста. Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Обучающиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению "доматового" периода игры. Во второй половине программы учащиеся больше времени проводят в практических играх. Кроме того, появляется соревновательный момент – конкурсы, блиц - соревнования. В процессе обучения учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка. Ему могут быть предложены усложненные или облегченные задания. Для более успешного обучения все учащиеся обязательно выполняют домашние задания. Группы формируются на условиях свободного набора. При наборе проводится тестирование для определения уровня подготовленности ребенка. По результатам тестирования дети распределяются по группам. Формы подведения результатов: беседы, конкурсы решения задач, практические игры, соревнования. По результатам соревнований и практических игр проводится подведение итогов и награждение отличившихся. 1.2. Цель и задачи программы Цель программы: создание интеллектуально-спортивной среды для развития социально-коммуникативных и познавательных личностных свойств ребёнка посредством обучения игре в шахматы. Задачи: обучающие: - формировать устойчивый интерес дошкольников к игре в шахматы; - способствовать освоению детьми основных шахматных понятий: шахматная доска, шахматное поле, шахматная фигура, ход фигуры, взятие, начальная позиция, шахматная нотация, взаимодействие между фигурами на шахматной доске, ценность шахматных фигур, рокировка, пат, мат, ничья, дебют, миттельшпиль, эндшпиль, шахматные часы, время, отведенное на партию, т.д.; - познакомить с правилами поведения партеров во время шахматной игры, учить детей во время шахматной партии действовать в соответствие с этими правилами; - учить детей взаимодействию между фигурами в процессе выполнения игровых заданий, а также умению применять полученные знания о шахматных фигурах в процессе игры; - обеспечить успешное овладение малышами основополагающими принципами ведения шахматной партии; - содействовать активному использованию полученных знаний в процессе игровой 5 практикиза шахматной доской; - учить ориентироваться на плоскости, обогащать детскую фантазию. развивающие: - развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи; - развивать все сферы мышления, память, внимание, наблюдательность, воображение; - способствовать активизации мыслительной деятельности дошкольника; - приобщать ребенка к самостоятельному решению логических задач; - формировать мотивацию к познанию и творчеству; - создать условия для формирования и развития ключевых компетенций дошкольников (коммуникативных, интеллектуальных, социальных). воспитательные: - воспитывать, усидчивость, целеустремленность, волю, организованность, уверенность в своих силах, самостоятельность в принятии решений. Основополагающие принципы программы: – системный подход, реализация образовательного содержания «от общего к частному»; – принцип «единства аффекта и интеллекта» (Л. С. Выготский) – интегрированный подход к организации процесса освоения предлагаемого содержанияПрограммы; – развитие у детей навыков поисковой деятельности, т. е. создание проблемных ситуаций, которые будут мотивировать ребёнка к самостоятельному поиску возможностей их разрешения; – учёт индивидуальных особенностей (в том числе лидерских качеств, инициативности, различий в темпе выполнения задач и пр.); – создание условий для мотивации к саморазвитию (стимулирование у детей желания в различной свободной деятельности повторять (дополнять) пройденный материал); – использование формата диалога (ребенка со взрослым, детей между собой, педагогов друг с другом и с родителями) как основной базы процесса передачи информации и способа речевого развития. 1.3. Планируемые результаты Ожидаемые результаты в ходе реализации программы: 1. Знание шахматных терминов: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья; 2. Название шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; 3. Знание правил хода, взятие каждой фигуры. Умения: 1. Ориентироваться на шахматной доске; 2. Играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения шахматных правил; 3. Правильно располагать шахматную доску между партнёрами; 4. Правильно располагать фигуры перед игрой; 5. Умение перемещать фигуры по горизонтали, вертикали, диагонали; 6. Решать простые шахматные задачи. Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике. 1.4. Возрастные особенности В дошкольный период у детей: головной мозг заканчивает своё анатомическое формирование; развивается образное мышление; активизируется внимание, оно становится произвольным; 6 появляется способность управлять своим поведением; активизируются процессы сначала произвольного, а затем и преднамеренного запоминания. Научные исследования, проводимые ведущими отечественными психологопедагогическими школами, рекомендуют детям в возрасте 4-5 лет осваивать образносимволический материал, в 5-6 лет к образно-символическому материалу добавлять нормативно-знаковый материал, а в подготовительной группе (6-8 лет) – все типы материалов с более сложным содержанием. В соответствии с этими рекомендациями дидактические материалы Программы разрабатываются согласно возрастным особенностям дошкольников. 7 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Учебный план программы № п/ п 1 2 3 4 5 6 7 8 Название раздела, темы Количество учебных часов всего теория практика Вводное занятие 1 1 - Шахматная доска 5 2 3 Шахматные фигуры 13 3 10 Основные шахматные определения Правила ведения шахматной партии Начало партии Конец партии Контрольные и итоговые мероприятия Итого 12 5 7 3 1 2 14 11 5 6 4 - 8 7 5 64 22 Форма контроля Наблюдения педагога Контрольные задания Контрольные задания Контрольные задания Контрольные задания Тестирование Тестирование Соревнование 42 2.2. Календарно-тематический план № п/п 1.1 1.2 2.1 2.2 2.3 3.1 3.2 Наименование разделов IX 1. Вводное занятие Инструктаж по технике безопасности История появления игры Шахматы 2. Шахматная доска Знакомство с шахматной доской Белые и черные поля XII I II III IV 0,5т 0,5т 0,5т 1п 0,5т 1п 1т 1п Понятия «Диагональ», «Вертикаль», «Горизонталь» 3. Шахматные фигуры Белые и черные фигуры. Начальная расстановка фигур. Ладья Слон Ферзь Конь Пешка Король Качество. Легкая и тяжелая месяцы X XI 0,5т 0,5п 0,5т 1п 1п 0,5т 0,5п 0,5п 1п 1п 0,5п 0,5п 0,5т 0,5п 0,5п 0,5п 0,5п 0,5т 0,5п 8 0,5п 0,5п 0,5т V фигура. 4.1 № п/п 4. Основные шахматные определения Шах. 0,5т 0,5п 0,5т Наименование разделов X XI XII 4.2 Мат. 0,5т 4.3 Пат. 0,5т 0,5т 0,5п 0,5п 4.4 Вечный шах. 0,5т 0,5п 4.5 Рокировка. 0,5т 0,5п 0,5п 5.2 6.1 6.2 6.3 6.4 7.1 7.2 7.3 5. Правила ведения шахматной партии Правила поведения за 0,5т 0,5п доской. Расположение 0,5п шахматной доски Виды шахматных часов. 0,5т 0,5п Как 0,5п пользоваться шахматнымичасами 6. Начало партии Дебют. Основные 0,5т принципыначала партии Борьба за центр 0,5т Ошибки в начале партии. Короткие партии 7. Конец партии Король с пешкой против короля. Проведение пешки в ферзи. Правило оппозиции. 0,5п Месяцы IX 5.1 0,5п 0,5т 0,5п 0,5т 0,5т 9 I II III 0,5п 0,5т 0,5п 0,5т 0,5п 0,5т 0,5п 0,5т 0,5п 0 0,5т , 0,5п 5 т 0 , 5 п 0 0,5т , 0,5п 5 п 0,5т IV V 0,5п 0,5п 0,5т 0,5п 0,5т 0,5п 0,5т 0,5п 0,5т 0,5п 0,5т 0,5п 0,5т 0,5п 0,5п 0,5п 0,5п 0,5п 0,5п 0,5п 0,5п 0,5т 0,5п 0,5п 0,5,п 0,5п 0,5п 0,5т 0,5п 0,5т 0,5п 0,5п 7.4 8.1 Мат королю двумя ладьями. 8. Контрольные и итоговые мероприятия Соревнования 3 4т1 Итого: 64 , 4п , 0 5 т т 3 5 , , 0 5 п п 10 3 3,5т т 3,5п 5 п 3т 4п 0,5п 0,5п 2,5т 4,5п 2т 5,5п 0,5т 0,5п 5п 1т 7п 3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА раздел. Вводное занятие. Теория. Инструктаж по технике безопасности. Что такое шахматы? История их появления. Какие виды игр еще есть. Практика. Учащиеся называют игры. раздел. Шахматная доска. Теория. Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Диагонали, горизонтали, вертикали. Количество полей на шахматной доске. Центр, форма центра, клетки центра. Практика. Обучающиеся самостоятельно показывают белые и черные поля, показывают все виды линий на шахматной доске и в классе. Учащиеся самостоятельно показывают центральные пешки на шахматной доске. раздел. Шахматные фигуры. Теория. Белые и черные фигуры. Начальная расстановка фигур. Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Взятие. Количество полей, контролируемых ладьей в центре и на краю доски. Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура. Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставитьнельзя. Практика. обучающиеся самостоятельно расставляют начальное положение фигур, определяют название каждой фигуры, показывают, как ходят фигуры. Игры «Лабиринт», «Ипподром», «Что можно съесть?». раздел. Основные шахматные определения. Теория. Шах, полезный, бесполезный, вредный. Способы защиты от шаха. Мат – завершение партии. Пат – спасение для одних, огорчение для других. Вечный шах – способ спасения проигранной партии. Рокировка – эвакуация короля. Запреты на рокировку. Практика. обучающиеся показывают, как можно объявить шах каждой фигурой, все способы защиты от шаха. Обучающиеся учатся самостоятельно ставить мат королю любой фигурой, решают задачи на мат в 1 ход. Учащиеся решают позиции с темой пата и вечного шаха. обучающиеся отрабатывают, как правильно делать рокировку, показывают запреты для рокировки. раздел. Правила ведения шахматной партии Теория. Правила поведения за доской. Расположение шахматной доски. Виды шахматных часов. Как пользоваться шахматными часами. Правило «Тронул фигуру – ходи!» Практика. Обучающиеся учатся правильно расставлять фигуры, предлагать ничью, пользоваться шахматными часами. раздел. Начало партии Теория. Дебют. Основные принципы начала партии: принцип быстрого развития, захват пространства. Топтание на месте. Борьба за центр. Ошибки в начале партии. Короткие партии Практика. Обучающиеся разыгрывают партии с учетом полученных знаний. раздел. Окончание партии Теория. Король с пешкой против короля. Проведение пешки в ферзи. Правило оппозиции. Мат королю двумя ладьями. 11 Практика. Обучающиеся на практике отрабатывают проведение пешки в ферзи, мат двумя ладьями. раздел. Контрольные и итоговые занятия Практика. Обучающиеся проходят тестирование по пройденному материалу, проводятся конкурсы решения задач, соревнования в группе. 12 4. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 4.1. Ожидаемые педагогические результаты Личностные результаты: понимание шахмат как составной части культурного наследия человечества; развитие эмоционально-волевых качеств и коммуникативных навыков, способствующих социальной самореализации ребенка; коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками вколлективе; способность формулировать собственное мнение и позицию; - владение основами самоконтроля, самооценки; ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Метапредметные результаты: развитие оперативной и долговременной памяти, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально- ценностного отношения к явлениям жизни; Предметные результаты: Дети должны знать: шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья; названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода и взятия каждой фигуры. основные тактические приемы; типичные приемы эндшпиля. Дети должны уметь: ориентироваться на шахматной доске; играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушенийправил шахматного кодекса; правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ; рокировать; объявлять шах; ставить мат; решать элементарные задачи на мат в один ход. принципы разыгрывания дебюта; грамотно выводить фигуры в начале партии; уметь применять тактические и эндшпильные приемы во время игры; решать задачи на мат в 2 хода. 4.2. Условия реализации программы Организация образовательного процесса происходит в учебном кабинете или в музыкально-спортивном зале. 13 4.3. Материально-техническое обеспечение Для реализации данной программы необходимы: ноутбук, проектор, интернет, детские столы и стулья, шахматный комплект (доска + набор фигур), шахматные часы, рабочие тетради, карандаш простой. 4.4. Кадровое обеспечение Педагог дополнительного образования, имеющий высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю Программы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» 4.5. Методическое обеспечение программы Выбор педагогических технологий, применяемых при реализации данной программы, определяется целями и задачами, возрастными особенностями детей и спецификой содержания учебного материала. Развивающие, здоровьесберегающие, личностно- ориентированные технологии, технологии сотрудничества. Для достижения результатов при реализации задач программы используются следующие разнообразные педагогические методы и приемы: Словесные методы. В данной Программе преобладают такие методы, как рассказ, общая беседа, диалог. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать информацию. Наглядные методы. Ребёнок получает информацию с помощью раздаточных материалов. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими способами обучения. Практические методы обучения основаны на реальной деятельности детей и формируют практические умения и навыки шахматной игры. Выполнение практических заданий в соревновательном формате моделирует ситуации реальной жизни и повышает ответственность за принимаемые решения в ходе шахматной игры. Также широко применяются активные методы, которые позволяют дошкольникам обучаться на собственном опыте, приобретать разнообразный субъективный опыт. Активные методы обучения предполагают использование в образовательном процессе определённой последовательности выполнения заданий: анализ и оценка конкретных шахматных ситуаций, игра с заданных позиций. Репродуктивный метод применяется при повторении способа деятельности по заданию воспитателя. Деятельность воспитателя заключается в разработке и сообщении образца, а деятельность детей – в выполнении действий по образцу (например, решение шахматной задачи по теме занятия). Методические материалы. Реализация программы обеспечена следующими методическими материалами: конструкты занятий по темам: правила ведения шахматной партии, шахматная доска, шахматные фигуры, основные шахматные определения, начало партии, конец партии. планы – конспекты учебных занятий; методические рекомендации по организации занятий по обучению дошкольников игре в шахматы. Для организации образовательного процесса используется различный дидактический и методический материал, постоянно пополняемая и обновляемая нормативно-правовая база, библиотека методической литературы в печатном и электронном виде, «Дидактические шахматные сказки» авт. Сухин И., рассказы и сказки для детей про шахматы; задачники, рабочие тетради. Электронные игры, мультимедийные презентации и пособия. Кейсы методических материалов по темам программы; тестовые задания и упражнения по всем разделам программы, раздаточный материал. 14 4.6. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Программа предусматривает проведение систематической (не менее 2-х раз в течение каждого года занятий) психолого-педагогической диагностики и тестирования обучающихся с целью наблюдения и контроля за влиянием занятий шахматами на интеллектуальные способности, а также развитие социально – коммуникативных и личностных качеств личности ребенка. Такое наблюдение позволяет своевременно корректировать дозировку объемов, интенсивность и продолжительность нагрузок, а также помогает при разработке совместно с семьёй (родители/законные представители) и ДОО (воспитатель) индивидуальных образовательных маршрутов для каждого обучающегося. Для определения результативности освоения программы используются следующие виды аттестации: входной контроль – оценка исходного уровня знаний перед началом образовательного процесса, проводится с целью определения уровня развития детей; текущий контроль – оценка качества усвоения учащимися учебного материала, отслеживание активности учащихся; промежуточный контроль – оценка качества усвоения учащимися учебного материала поитогам учебного периода (этапа/года обучения); итоговый контроль – оценка уровня достижений учащимися по завершении освоения программы с целью определения изменения уровня развития детей, их творческих способностей: заключительная проверка знаний, умений, навыков. Для входного контроля используются следующие формы: беседа, собеседование, практическое задание на определение умений и навыков. Текущий контроль проводится по завершению разделов и тем. Формами текущего контроля являются: наблюдение, решение задач, устные опросы, итоги турниров. Промежуточный контроль проводится 1 раз в полугодие. Формами промежуточного контроля являются контрольные вопросы, турнирные таблицы за истекший период (результаты турниров). Итоговый контроль проводится в конце обучения по программе. Формой итогового контроля являются контрольные вопросы, турнирные таблицы за истекший период (результаты турниров). 15 5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Для педагога: Абрамов С.П. Барский В. П. Шахматы первый год обучения. Методика проведениязанятий. 2015. Владимир Барский. Учебник шахмат для младших школьников Карвин в Шахматном лесу-I. 2015. Владимир Барский. Учебник шахмат для младших школьников Карвин в Шахматном лесу-II. 2015. Гершунский Б. Костьев А., Шахматы – школе, Педагогика, 2001. Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука.- М.: Детская литература, 2005. Дерябина С.Е. Учебник шахматы. Первый год обучения, Ижевск, 2006 Карпов А., Гик Е. Шахматные сюжеты - Знание. Москва, 1991. Касаткина Шахматная тетрадь. 2015. Ройзман Л. Шахматные миниатюры. Минск: Полымя, 1978.10.Слуцкий П.М. Шерешевский Контуры эндшпиля. 2003. Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. - Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992. Сухин И. От сказки - К шахматам. - М.: Астрель, АСТ, 2000. Сухин И. Шахматы первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя. -Обнинск: Духовное возрождение, 2015. Для родителей и обучающихся: Дерябина С.Е. Учебник шахматы. Первый год обучения, Ижевск, 2006 Дерябина С.Е. Учебник шахмат. Второй год обучения, Ижевск, 2006 Сухин И. Шахматы для детей: книга – сказка для совместного чтения родителей и детей. -М.: Издательство АСТ, 2019. Сборники шахматных задач, этюдов, головоломки, 2004 16 Приложение 1 Мониторинг результатов усвоения учебного материала по программе «Шахматы» оцениваемые параметры 1. Теоретические знания (по основным разделам учебнотематического плана программы) Критерии Показатели Соответствие Знает о происхождении теоретических шахмат. Знает чемпионов знаний ребенка мира. программным Знает правилатехники требованиям безопасности во время шахматнойпартии. Знает об основных правилах. 2. Владение специальной терминологией Осмысленность и правильность использования специальной терминологии Знает названия и назначение шахматных фигур Знает основные понятия и термины. Тактические приемы Умеет читать простейшие задачи и партии. Степень выраженности оцениваемого качества Высокий уровень: учащийся освоил практически весь объем знаний, предусмотренной программой. Средний уровень: объем усвоенных знаний составляет более 1/2. Низкий уровень: объем усвоенных знаний составляет менее 1/2. Высокий уровень: учащийся специальныетермины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием. Средний уровень: сочетает специальную терминологию с бытовой. Низкий уровень: как правило, избегает употреблять специальные термины. Оценивание предметных результатов обучения: практическая подготовка обучающегося Оцениваемые параметры 1. Практические умения и навыки, предусмотренны епрограммой Критерии Соответствие практических умений и навыков программным требованиям Показатели Степень выраженности оцениваемого качества Выполняет посильные Высокий уровень: учащийся действия для решения во овладел практически всеми время шахматной партиии умениямии навыками, при решении шахматных предусмотренными задач. программой. Умеетсоздаватьнебольшие Средний уровень: задачи самостоятельно на объем усвоенных умений и навыков составляет более 1/2. шахматной доске. Низкий уровень: учащийся овладел менее 1/2 Применяет правила предусмотренных умений и техники безопасности во навыков. практической деятельности Владеет тактическими приёмами во время шахматной партии. 2. Владение специальным оборудование ми оснащением 3.Творческие навыки Отсутствие Владеет элементарными затруднений в практическими умениями использовани работы на компьютере. и оборудования Креативностьв выполнении практических заданий Использует приобретённые знания и умения во время шахматной партии и при решении шахматных задач. 18 Высокий уровень: учащийся работает с компьютером самостоятельно, не испытывает особых трудностей. Средний уровень: работает с компьютером спомощью педагога. Низкий уровень: испытывает серьезные затруднения при работе скомпьютером. Высокий уровень: творческий уровень - обучающийся выполняет практические задания с элементами творчества. Средний уровень: репродуктивный уровень выполняет в основном задания на основе образца. Низкий уровень: начальный уровень выполняет лишь простейшие практические задания педагога. Карта оценки развития метапредметных результатов обучающихся Фамилия, поисковые имя (исследовательски обучающе е) умения: гося умение самостоятел ьно генерировать идеи; умение самостоятел ьно находить недостающу ю информаци юв информацио нномполе; умение находить несколько вариантов решения проблемы; умение выдвигать гипотезы; умение устанавлива ть причинноследственн ыесвязи. коммуникативные умения и навыки презентационные умения: работы в умения и навыки: умение сотрудничестве: навыки инициироват навыки монологическ ь учебное коллективно ой речи; взаимодейст го вие со планировани умение взрослыми я; уверенно вступать в умение держать себя диалог, взаимодейст во время задавать воватьс выступления; вопросы; любым умение умение партнером; использовать вести навыки различные дискуссию; взаимопомо средства умение щи в группе наглядности отстаивать в решении при своюточку общих выступлении; зрения; задач; умение умение навыки отвечать на находить делового незапланиров компромисс; партнерског анные навыки ообщения; вопросы. интервьюиро умение вания, находить устного и опроса. исправлять ошибки в работе других участников группы. Инструкция: опросник является вариантом экспертной оценки, заполняется педагогом на каждого ребенка по четырем видам умений. Необходимо отметить степень выраженности каждого качества, с помощью уровней, где: Н (низкий уровень) – качество отсутствует у учащегося или выражено слабо и проявляется редко, С (средний уровень) – качество выражено сильно и проявляется часто, В (высокий уровень) – выражено сильно и проявляется постоянно. Нужную букву обвести в каждой графе. 19 Карта оценки личностного развития Оцениваемые Критерии Степень выраженности оцениваемого параметры качества 1. Организационно-волевыекачества: Терпение Самоконтроль Способность переносить (выдерживать) известные нагрузки в течение определенного времени, преодолевать трудности Умение контролировать свои поступки (приводить к должному свои действия) 2. Ориентационные качества: Самооценка Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям Интерес к Осознанное участие занятиям в учащегося в детском освоении объединении образовательной программы 3. Поведенческие качества: Конфликтность Способность занять (отношение определенную обучающегося к позицию в столкновению конфликтной интересов ситуации (спору) в процессе взаимодействия ) Тип Умение воспринимать сотрудничества общие дела, как свои (отношение собственные обучающегося кобщим делам детского объединения) Высокий уровень: терпения хватает на все занятие. Средний уровень: терпения хватает больше чем на 1/2занятия. Низкий уровень: терпения хватает меньше чем на 1/2 занятия. Высокий уровень: постоянно контролирует себя сам. Средний уровень: периодически контролирует себя сам. Низкий уровень: постоянно находится под воздействием контроляизвне. Высокий уровень: нормальная.Средний уровень: заниженная.Низкий уровень: завышенная. Высокий уровень: интерес постоянно поддерживаетсяобучающимися самостоятельно. Средний уровень: интерес периодически поддерживается самимобучающимся. Низкий уровень: интерес к занятиям продиктован учащемуся извне. Высокий уровень: пытается самостоятельно уладить возникающиеконфликты. Средний уровень: сам в конфликтах не участвует, старается ихизбежать. Низкий уровень: периодически провоцирует конфликты. Высокий уровень: инициативен в общих делах. Средний уровень: участвует при побуждении извне. Низкий уровень: избегает участия в общих делах. 20 Перечень теоретических вопросов аттестации обучающихся по полугодиям обученияПромежуточная аттестация за первое полугодие Контрольные вопросы Сколько клеток на шахматной доске? Как обозначаются горизонтальные линии?Как обозначаются вертикальные линии? Назовите родину шахмат?Как ходит пешка? Является ли пешка фигурой? Где размещаются ладьи на доске до начала игры? Во сколько очков оценивается ладья? Какие слоны никогда не столкнутся? В чем отличие коня от всех остальных фигур? Ответы: На шахматной доске 64 клетки Горизонтальные линии на шахматной доске идут под цифрами.Вертикальные линии на шахматной доске идут под буквами. Индия Пешка ходит только вперед.Нет, она просто пешка Ладьи размещаются по углам шахматной доски.Ладья оценивается в 5 очков. Белопольный и чернопольный. Конь это единственная фигура, которая умеет перепрыгивать через другие фигуры. Критерии оценки ответов на вопросы: 0-5 правильных ответов — низкий уровень. 6-7 правильных ответов — средний уровень. 8-10 правильных ответов — высокий уровень. Таблица турнирная, при помощи которой проводится турнир в ДОУ. № ФИО 1 2 3 4 Итого Место очков п / п 1 2 3 4 21 Промежуточная аттестация за второе полугодие 1 года обученияКонтрольные вопросы Что такое шах? Перечислите способы защиты от шаха? Что такое мат? Для чего нужно делать рокировку? Перечислите, когда нельзя делать рокировку. Что такое пат? При каких условиях бывает пат? Почему король слабее ферзя, но главнее его? Ниже представлены диаграммы, на которых нужно стрелочками вернутьшахматные фигуры на начальные места. Что может пешка, дойдя до 1 (8) горизонтали? Какая фигура участвует при взятии на проходе? Ответы: Шах - это нападение на короля. От шаха есть три способа зашиты: срубить фигуру, которая объявила шах; закрыться от шаха любой фигурой, кроме короля; убежать королям. Мат- это шах, от которого нет защиты. Рокировка нужна для того, чтобы спрятать короля и вывести в бой ладью. Рокировку нельзя делать: когда королю шах, король не может перепрыгнуть через битое поле; когда между королем и ладьей стоят фигуры; когда король и ладья уже сходили. Пат - это ничья. Пат бывает: когда королю нет шаха, когда король и его фигуры не могут ходить. Король, как и ферзь, ходит в разные стороны, но только на одну клеточку. Королю ставят мат, мат ферзю поставить невозможно, поэтому король главнее ферзя. Первая позиция. Белые фигуры: Король е1, Ладья а1 или h1, слон с1 или f1,пешка на любое поле по второй горизонтали. Черные: Король е8, конь b8 или g8. Вторая позиция: Белые фигуры: Король е1, конь b1 или g1. Черные фигуры: Король е8, Ферзь d8, слон с8 или f8, конь b8 или g8, пешки на любое поле по восьмой горизонтали. Пешка, дойдя до 1(8) горизонтали, может превратиться в любую фигуру, кроме короля. При взятии на проходе участвуют пешки. Критерии оценки ответов на вопросы: 0-5 правильных ответов — низкий уровень. 6-7 правильных ответов — средний уровень. 8-10 правильных ответов — высокий уровень. 22 Таблица турнирная, при помощи которой проводится турнир в ДОУ № ФИО 1 2 3 4 Итого очков п / п 1 2 3 4 23 Место