Филиал муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 70 комбинированного вида» - «Детский сад № 38» Юридический адрес:623104, Свердловская область, г. Первоуральск, проспект Ильича, стр. 22 Б Тел.: 8(3439)66-63-82, E-mail: mkdou70@yandex.ruСайт: 70prv.tvoysadik.ru Фактический адрес:623104, Свердловская область, г. Первоуральск, улица Комсомольская, стр. 25 А Тел.: 8(3439)64-56-94, E-mail: prv-dou38@yandex.ru Принято и утверждено: на заседании Педагогического совета филиала МАДОУ «Детский сад № 70»-«Детский сад № 38» протокол № _1_ Согласовано: на заседании Совета родителей филиала МАДОУ «Детский сад № 70»-«Детский сад № 38» протокол № _1__ «_31_» _августа__ 2022 г. «_31_» _августа__ 2022 г. Утверждено: приказом директора МАДОУ «Детский сад№ 70» № 01-161/2от «31» августа 2022 г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА – ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «УМЕЛЫЕ РУЧКИ» Возраст детей: 3-7 лет Срок реализации: 1 год Уровень программы: стартовый Автор-составитель: Шестернина М. С. Педагог дополнительного образования г. Первоуральск, 2023. СОДЕРЖАНИЕ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ .. 3 1.1. Пояснительная записка............................................................................................................................................................................................. 3 1.2. Цель и задачи программы ........................................................................................................................................................................................ 6 1.3. Характеристика возрастных особенностейдетей от 3 до 7 лет ............................................................................................................................ 9 1.4. Планируемые результаты ....................................................................................................................................................................................... 10 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ................................................................................................................................................................................... 12 2.1. Учебный план на учебный год............................................................................................................................................................................... 12 2.2. Календарный план на учебный год ....................................................................................................................................................................... 12 2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы ................................................................................................................................. 24 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ................................................................................................................................................................................ 26 3.1. Описание материально-технического обеспечения программы ........................................................................................................................ 26 3.2 Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания ...................................................................................... 26 3.3. Кадровые условия ................................................................................................................................................................................................... 27 3.4. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы ....................................................................................................................................... 28 2 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ 1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Умелые ручки» разработана с учетом нормативно-правовых и локальных актов: Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный Закон от 13.07.2020 г. №189-ФЗ «О государственном(муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»; ГОСТ Р 58485-2019 «Обеспечение безопасности образовательных организаций. Оказание охранных услуг на объектах дошкольных, общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций. Общие требования»; Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р); Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30.11.2016 г. № 11); Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 г. № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающий программ» в соответствии с социальным сертификатом»; Приказ от 26.02.2021 г. № 136-д «О проведении сертификации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ для включения в систему персонифицированного финансирования дополнительного образования детей Свердловской области в 2021 году»; Постановление Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)»; Постановление Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 № 1490 «О лицензировании образовательной деятельности»; Методические рекомендации по проектированию дополнительных образовательных программ (включая разноуровневые программы), направленные письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242; Методические рекомендации по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей, направленные письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.04.2017 № ВК-1232/09; 3 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; Устав МАДОУ «Детский сад № 70». Программа «Умелые ручки» направлена на развитие художественно-эстетического, эмоционального, духовно-нравственного творческого потенциала дошкольников в процессе продуктивных видов деятельности с помощью современныхдоступных средств, технологий,материалов и предназначена для образования детей 3—7 лет. Через реализацию данной программы педагог раскрывает содержание категорий добра, красоты и истины вокружающем мире и сфере человеческих отношений, эмоционально-эстетические чувства, вкус, оценку и суждения,общечеловеческие, эмоциональнонравственные ориентации на проявление эстетического в разнообразных предметах иявлениях природного и социального характера. В эстетическом развитии детей центральной является способность к восприятию художественного произведения исамостоятельному созданию выразительного образа. Это относится как к конечному продукту, так и к характеру процессадеятельности, с учетом индивидуальных особенностей и возрастных возможностей детей. Наиболее эффективное средство дляэтого – изобразительная деятельность. Изобразительное искусство и декоративно-прикладное творчество играют важную роль в решении образовательных ивоспитательных задач. Во-первых, рисование, аппликация, лепка оказывают влияние на мыслительную деятельность: готовая работа, по сути,представляет собой рассказ, но не словами, а изобразительными средствами. Характер мотивов и образов декоративногоискусства связан с задачами преображения среды, окружающей человека, в соответствии с представлениями о добре и красоте. Во-вторых, волшебное возникновение изображения под кистью, работа с помощью ножниц или пластилина доставляютудовольствие, вызывают положительные эмоция, вносят во внутренний мир ребенка, радость и бодрость. В-третьих, очень важно, что ребенок видят результаты своей деятельности, учится их анализировать и находить имприменение. В-четвертых, детская работа (особенно рисунок) может стать своеобразным психологическим тестом, отражающиммногие черты характера ребенка. В-пятых, рисование — это возможность экспериментировать, по-новому осмыслять реальную действительность. Первоначальной задачей рисования для детей является освоение свойств различных предметов и средствизобразительной деятельности (материалов: краски, тесто, пластилин, карандаши и т. д.), затем дело доходит до примитивногоизобразительного рисования, но и это могутбыть игра с цветовым красочным пятном, линией, точкой, рисование пальчиками,ладошками, обеими руками одновременно, наклеивание клочков ваты, ткани, крупы и использование любых других«инструментов». В целом можно отметить, что рисование на протяжении дошкольного возраста развивается от предметной формы исюжетного содержания к сюжетной форме и содержанию; от неустойчивости замысла и его зависимости от «полевых» условийк устойчивости; от овладения и завоевания не только пространства листа, но и настоящего трехмерного пространства; отиндивидуального изображения к коллективному. 4 Таким образом, воображение как новообразование ребенка дошкольного возраста развивается не только в игре, но и впродуктивных видах деятельности (рисовании, лепке, конструировании и т.д.). Одно из важных условий успешного развития детского художественного творчества – разнообразие и вариативностьработы с детьми. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересныенеповторяющиеся задания, возможность выбора и многое другое – вот факты, которые помогают не допустить в детскую изодеятельность однообразие и скуку, обеспечивают живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Оченьважно предоставить растущей личности возможность познать радость созидания, получить удовлетворение от своейдеятельности, научить создавать своими руками рисунок, поделку, аппликацию. Актуальность данной программы заключается в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных, как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. Новизна программы. Программа имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Адресат программы: Минимальный возраст зачисления 3 Максимальный для возраст зачисления 7 Оптимальная для наполняемость групп Максимальное количество 10 20 Режим занятий – занятия проводятся: два раза в неделю, во второй половине дня. Продолжительность 1 академического часа зависит от возраста детей. Перерыв между занятиями 5 мин. Общее количество часов в неделю 2 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу. Длительность занятий зависит от возраста: 3-4 – младший возраст, 4-5 лет – средний возраст, 5-6 – старший возраст, 6-7 лет – подготовительный возраст; продолжительность занятий по возрастным группам: младшая группа – 15 минут, средняя группа – 20 минут, старшая группа – 25 минут, подготовительная группа – 30 минут. Программное содержание одной недели делится на два занятия, первое занятие вводная часть и начало работы, второе занятие – завершение работы и оценивание конечного результата. Объем программы. Общее количество учебных часов, необходимых для освоения программы, составляет 72 часа. 5 Сроки освоения программы – 1 год. Продолжительность обучения на 1 учебный год по программе – 36 недель, период обучения – с 1сентября по 31 мая. Формы обучения – очная, групповая. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения. Уровень программы: «стартовый», предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предполагаемого для освоения содержания программы. Виды занятий. Программа предусматривает несколько видов занятий: теоретические (беседы) и практические (практические работы, мастер-классы). Занятия проводятся с учетом возрастных особенностей. Формы подведения результатов: беседа, творческие работы, открытый урок. 1.2. Цель и задачи программы Цель программы: формирование у детей дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в процессе приобщения их к изобразительному, декоративно-прикладному и другим продуктивным видам деятельности. Основные задачи данной программы: развитие индивидуальных, личностных качеств дошкольника, положительной мотивации, устойчивого интереса ктворческой деятельности; развитие творческого воображения, образного и логического мышления; знакомство с новыми нетрадиционными приемами работы с изобразительными материалами; обучение основам построения композиции и изобразительной грамотности; воспитание чувства сотрудничества в совместной творческой работе; удовлетворение потребностей ребенка в эмоционально-насыщенных творческих переживаниях, обеспечениесвободы выражения своих чувств в разных продуктивных видах деятельности; удовлетворение потребностей дошкольников в соответствии с их интересами и запросами родителей (их законных представителей); развитие индивидуальных способностей, креативности, самостоятельности, творческого самосовершенствования детей дошкольного возраста. Уровневость дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Умелые ручки» - стартовый, предполагающий использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации занятий, минимальную сложность материала, предлагаемого для освоения содержания программы. Задачи Обучающие: младшая группа: 6 1. Учить отображать свои представления и впечатления об окружающем мире доступными графическими и живописными средствами,переводить от рисования – подражания к самостоятельному творчеству. 2. Знакомить детей с бумагой как с художественным материалом, создавать условия для экспериментального освоения ее свойств испособов воздействия на бумагу. 3. Учить создавать простейшие формы и видоизменять их – преобразовывать в иныеформы,создавая приэтомвыразительныеобразы. средняя группа 1. Формировать умение детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; поддерживать личностное творческое начало. 2. Показать новые способы создания образов с помощью бумагопластики, поддерживать стремление самостоятельно сочетать знакомые техники. 3. Учить создавать оригинальные образы из 2-3 деталей, предавая пропорции и взаимное размещение деталей, передавая пропорции ивзаимное размещение частей. старшая группа 1. Познакомить с приемами рисования различными материалами, показать возможность цветового решения одного образа с помощью нескольких цветов или оттенков. 2. Формировать навыки и умения художественнойобработки бумаги, представления детей о средствах выразительности разнообразныхтехник. 3. Учить детей анализировать форму предмета, объяснить связь между пластической формой и способом лепки; показать способ лепки на форме или каркасе, предлагать на выбор приемы декорирования лепного образа. подготовительная группа 1. Учить самостоятельно выбирать материалы для художественного творчеств, поощрять создание образов реальной действительности, узнаваемых по цвету, форме, пропорциям, использование различных материалов с учетом присущих им художественных свойств, выбор средств, соответствующих замыслу. 2. Инициировать самостоятельный выбор детьми разных способов создания выразительного образа. 3. формировать умение создавать динамичные выразительные образы и коллективные сюжетные композиции, самостоятельно выбирая тему. Развивающие: младшая группа Развивать восприятие, крупную и мелкую моторику. средняя группа Развивать умение детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; развивать творческое начало.Развивать интерес к художественной деятельности. 7 старшая группа Развивать координационные движения рук в соответствии с характером создаваемого образа. Развивать желаниеэкспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового. Развивать воображение, формироватьэстетическое отношение к миру. подготовительная группа Развивать композиционные умения: размещать объекты в соответствии с особенностями их формы, величины, протяженности.Развивать координационные движения рук в соответствии с характером создаваемого образа. Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового. Развивать воображение, формировать эстетическое отношение к миру. Воспитательные: младшая группа Воспитывать трудолюбие, аккуратность. Воспитывать желание добиваться успеха собственным трудом. средняя группа Воспитывать трудолюбие, аккуратность. Воспитывать желание добиваться успеха собственным трудом. старшая группа Воспитывать трудолюбие, аккуратность. Воспитывать желание добиваться успеха собственным трудом. Воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру. подготовительная группа Воспитывать трудолюбие, аккуратность. Воспитывать желание добиваться успеха собственным трудом. Воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру. Воспитывать интерес к произведениям искусства. Принципы организации деятельности на занятии: 1. принципы последовательности (содержательные задачи решаются методом усвоения материала «от простого к сложному», в соответствии с возрастными возможностями ребенка); 2. принцип доступности (заключается в простоте изложения и понимания материала); 3. принцип наглядности (демонстрация нового материала педагогом); 4. принцип индивидуализации (учет психологических особенностей детей); 5. принцип «межпредметности» (связь с другими предметами: развитием речи, окружающим миром). 6. принцип технолого-педагогического сопровождения развития ребёнка предполагает наблюдение и помощь (по мере необходимости). Для успешной организации и осуществления учебно-познавательной деятельности дошкольников используются следующие методы обучения: словесный, наглядный, индуктивный, дедуктивный, аналитический, синтетический, частично–поисковый, репродуктивный; работа под руководством педагога, самостоятельная работа, контроль и самоконтроль. 8 1.3. Характеристика возрастных особенностейдетей от 3 до 7 лет Возрастные особенности художественно-эстетического развития детей от 3 – 4 лет. Внимание детей четвертого года жизни непроизвольно, однако его устойчивость зависит от интереса к деятельности. Обычно ребенок этого возраста может сосредоточиться в течение 10—15 минут, но привлекательное для него дело может длиться достаточно долго. Память детей непосредственна, непроизвольна и имеет яркую эмоциональную окраску. Дети сохраняют и воспроизводят только ту информацию, которая остается в их памяти без всяких внутренних усилий (понравившиеся стихи и песенки, 2—3 новых слова, рассмешивших или огорчивших его). Особое внимание уделяется ознакомлению детей с разнообразными способами обследования формы, цвета, величины и других признаков предметов, использованию сенсорных эталонов (круг, квадрат, треугольник). Опыт активной разнообразной деятельности составляет важнейшее условие развития детей четвертого года жизни. Возрастные особенности художественно-эстетического развития детей от 4 – 5 лет. В художественной и продуктивной деятельности дети эмоционально откликаются на произведения музыкального и изобразительного искусства, художественную литературу, в которых с помощью образных средств переданы различные эмоциональные состояния людей, животных, сказочных персонажей. Дошкольники начинают более целостно воспринимать сюжеты и понимать образы. Важным показателем развития ребенка-дошкольника является изобразительная деятельность. К пяти годам круг изображаемых детьми предметов довольно широк. В рисунках появляются детали. Замысел детского рисунка может меняться по ходу изображения. Дети владеют простейшими техническими умениями и навыками. Конструирование начинает носить характер продуктивной деятельности: дети замысливают будущую конструкцию и осуществляют поиск способов ее исполнения. Возрастные особенности художественно-эстетического развития детей от 5 – 6 лет. Активное развитие ребенка 5-6 лет происходит в видах продуктивной деятельности (изобразительной деятельности, конструировании, труде). Начинает развиваться способность к общему коллективному труду, дети могут согласовывать и планировать свои действия. Продолжается сенсорное развитие, совершенствуются различные виды ощущения, восприятия, наглядных представлений. Повышается острота зрения и точность цветовосприятия, развивается слух, возрастает точность оценки веса предметов. У детей проявляется предпочтение к определенным видам игр, хотя в целом игровой репертуар разнообразнее, включает сюжетно-ролевые, строительноконструктивные, подвижные, музыкальные, театрализованные игры, игровое экспериментирование. Уже к 6 годам ребенок способен жить в воображаемом мире. Воображение оказывает влияние на все виды деятельности старшего дошкольника, особенно на рисование, конструирование, игру. Возрастные особенности художественно-эстетического развития детей от 6 – 7 лет. К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения в эмоциональной сфере. С одной стороны, у детей этого возраста более богатая эмоциональная жизнь, их эмоции глубоки и разнообразны по содержанию. В подготовительной группе в совместной деятельности дети осваивают разные формы сотрудничества: договариваются, обмениваются мнениями; чередуют и согласовывают действия; совместно выполняют одну операцию; контролируют действия партнера, исправляют его ошибки; помогают партнеру, выполняют часть его работы; принимают замечания партнера, исправляют свои ошибки. Высшей формой самостоятельности детей является творчество. 9 Задача воспитателя – развивать интерес к творчеству. Этому способствует словесное творчество и создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде. 1.4. Планируемые результаты 3-4 года: В рисовании: дети ритмично наносят линии, штрихи, пятна; создают некоторыеобобщенные образы (дерево-ствол, ветви; дом -стены(квадрат) и крыша (треугольник); цветок-серединка (круг) и лепестки), изображают игрушки на основе округлых и вытянутых форм(снеговик, неваляшка, зайчик; познакомились со способами изображений простых предметов,проведение разных прямых линий, в разных направлениях, пересекая; со способами созданияпредметов разной формы ( округлой , прямоугольной, комбинации разных форм и линий.Сформированы умение подбирать цвета, соответствующие изображаемому предмету; создаютизображения с использованием 1,2 и несколько цветов. В лепке: познакомились со свойствами глины, пластилина, соленого теста; раскатываютпластилин прямыми и круговыми движениями ладоней, под углом, соединяют нескольких частейв один образ, умеют вдавливать пластические материалы. В аппликации: используют в аппликации: ножницы, клейстер, кисти, бумагу разной фактуры,другие материалы. Создают изображение на бумаге разной формы, на предметной основе.Соблюдают последовательность в аппликации. 4-3- года: в рисовании: используют правильные формообразующие движения для созданияобраза, уверенно проводят узкие и широкие линии, полосы (плашмя и концом кисти), рисуюткольца, точки, дуги, мазки, правильно закрашивают рисунки кистью, восковым мелком, цветнымкарандашом, проводят линии только в одном направлении, не выходя за пределы контура,аккуратно пользуются художественными материалами. В лепке: дети используют приемы лепки: оттягивание из целого куска, прищипывание,соединение частей сглаживанием поверхности пальцами, прижиманием и примазыванием,вдавливание шара, для получения полой формы. В аппликации: дети правильно держат ножницы, разрезают бумагу по прямой линии,перерезать квадраты по диагонали, срезают углы у прямоугольника, квадрата, делают косойсрез, вырезают округлые формы из квадрата и прямоугольника; аккуратно вырезают инаклеивать детали, соблюдать последовательность выполнения аппликации. 5-6 лет: в рисовании: дети рисуют по памяти, с натуры, по представлению, анализируютобъект и его свойства, устанавливают пространственные, пропорциональные отношения,передают многообразие форм, фактур, пропорциональных отношений;Делают набросок простым карандашом;Совершенствуют моторные характеристики: свободу движений, точность, ритмичность,плавность, силу нажима;Создают новые цветовые тона и оттенки, пользоваться палитрой;Рисуют всем ворсом, концом кисти, примакиванием, используют в рисовании кисти разныхразмеров, применяют поролоновую губку для тонировки листа. В лепке: дети лепят конструктивным и смешанным способом, создают многофигурные композиции, передают фактуру, сглаживают поверхность предмета, вылепляют мелкие детали. В аппликации: дети владеют симметричным, многослойным вырезанием, разнообразнымиспособами прикрепления детали на фон; Разрезают бумагу на короткие и длинные полоски, вырезают круги и овалы, преобразовывают одни фигуры в другие. 10 6-7 лет: В рисовании: Дети совершенствуют моторные характеристики: свободу движений, точность, ритмичность, плавность, силу нажима; Создают новые цветовые тона и оттенки, пользуются палитрой; Рисуют всем ворсом, концом кисти, примакиванием, использовать в рисовании кисти разных размеров, применять поролоновую губку для тонировки листа, используют в рисовании нетрадиционные техники, сочетают в рисовании несколько материалов. В лепке: Дети лепят конструктивным и смешанным способом, создают многофигурные композиции, передают фактуру, сглаживают поверхности предмета, вылепливают мелкие детали. Создают многофигурные композиции, коллективные работы, используют в лепке ранее изученные приемы. В аппликации: Дети используют разные материалы, применяют в аппликации симметричное, силуэтное, многослойное вырезания, создают сюжетную аппликацию, преобразовывают одни фигуры в другие. 11 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Учебный план на учебный год Название раздела Младшая группа (недель) Нетрадиционные техники рисования. Рисование Лепка Аппликация Художественный труд Всего Средняя группа(недель) Старшая группа (недель) 19 13 9 6 4 7 8 7 8 9 9 9 36 36 Подготовительная группа(недель) 11 7 5 13 36 36 Итого по 36 учебных недель или 72 занятия на учебный год в каждой возрастной группе. 2.2. Календарный план на учебный год Младшая группа Неде Вид ля деятельности Сентябрь 1 Рисование пальчиками 2 Рисование по воску 3 Обрывная аппликация Рисование пальчиками Октябрь 1 Рисование ладошкой 2 Оттиск различными предметами 4 Название занятия Программное содержание «Дождик» Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично точки на всю поверхность бумаги «Дождливые Познакомитьдетейсновымнетрадиционнымспособомрисованиявтехнике«повоску». Развиватьэстетическое капли» восприятие «Листопад, Вызвать интерес к созданиюкомпозиции «Листопад». Учить раскладывать готовые формы (листочки) разного листопад – размера и цвета на голубом фоне, передвигать в поисках удачного размещения и аккуратно приклеивать. листья по Познакомить с техникой обрывной аппликации. Развивать чувство формы, цвета и композиции. Развивать у ветру летят» детей умение работать вместе, создавая коллективную работу и находить место своей работе на общем фоне «Из моего Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично окна» точки на всю поверхность бумаги «Удивительны е животные» «Букет цветов» Учить наносить рисунок по возможности равномерно на всю поверхность ладони. Вызвать интерес к различным цветам и оттенкам Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования (пакетом). Упражняться в технике печатания. Развивать цветовосприятие. 12 3 4 Обрывная аппликация Барельефная лепка Ноябрь 1 Нетрадиционн ое рисование. Рисование способом примакивания 2 Оттиск различными предметами 3 Барельефная лепка Нетрадиционн ая техника рисования. Рисование поролоном Декабрь 1 Художественн ый труд 2 Нетрадиционн ое рисование. Рисование ватной палочкой 3 Рисование нетрадиционн ой техникой 4 Лепка и аппликация 4 «Зоопарк» «Ветка рябины» Развивать способности в создании обрывной аппликации. Развивать чувство формы, цвета и композиции.Развивать восприятие, крупную и мелкую моторику. Подводить детей в процессе лепки кизображению реальных предметов (ягод рябины); продолжать учить детей раскатывать пластилин между ладонями. Учить создавать простейшие формы и видоизменять их – преобразовывать в иные формы, создавая при этом выразительные образы. «Золотые листочки» Учить правильно держать кисточку, снимать лишнюю краску о край баночки; изображать листочки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге. Учить узнавать и правильно называть желтый цвет. Развивать эстетическое восприятие. «Первый снег» Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования (мятой салфеткой). Упражняться в технике печатания. Развивать цветовосприятие. «Осенние деревья» Учить детей создавать барельефное изображение осеннего дерева; закрепить прием раскатывание пластилина круговыми движениями; учить приему сплющивания пластилина между ладонями; развивать эстетическое восприятие. Учить детей создавать рисунок при помощи поролона. Смешивать краски.Развивать у детей умение работать вместе, создавая коллективную работу и находить место своей работе на общем фоне «Летний день» «Игрушка на ёлку» «Вот она нарядная, на праздник к нам пришла» Создание ёлочных украшений, склеиванием бумаги. «Снежная вьюга» Продолжать учить рисовать, использовать зубную щетку при рисовании вьюги и падающего снега. «Дед Мороз» Учить детей приклеивать готовые формы для создания единого образа, выполнять техникой барельефной лепки элементы одежды Деда Мороза (опушку у тулупа); закреплять приемы отщипывания и кругового раскатывания пластилина между ладонями; развивать у детей умение работать вместе, создавая коллективную работу и Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования ватными пальчиками, использовать окрашенные ватные палочки для «украшения» елки шариками, огоньками. Упражняться в технике печатания. Развивать цветовосприятие и чувство композиции 13 находить место своей работе на общем фоне Январь 1 Пластилиногр афия Художественн ый труд 3 Аппликация на тарелке Февраль 1 Художественн ый труд 2 Рисование, художественн ый труд 3 Оттиск различными предметами 4 Рисование нетрадиционн ой техникой Март 1 Художественн ый труд 2 Барельефная лепка 2 Учить детей создавать техникой барельефной лепки грибы, наносить стекой насечки для придания работе выразительность, прикреплять на пластилин крупы; закрепить приемы отщипывания, кругового раскатывания; развивать у детей интерес к творчеству. «Открытка на Научить детей создавать открытки техникой декупаж Рождество» «Овощи в Учить детей использовать готовые формы для создания аппликации, создавать индивидуальную и целостную тарелке» композицию. «Превращение шишки» «Подарок папе» Продолжить детей знакомить с лепкой. Развитие воображения и мелкой моторики «Волшебный круг» Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования (оттиск крышками). Упражняться в технике печатания. Развивать цветовосприятие. «Домашний любимец» Продолжать учить рисовать, использовать зубную щетку при рисовании котят и щенят (домашних любимцев) с пушистой шерстью. «Открытка маме» «Мимоза» Научить детей оформлять открытки техникой декупаж «Полезное меню» 4 Рисование «Нарисуем гуашью по озеро» восковым мелкам Апрель 1 Рисование в «Я космонавт» нетрадиционн 3 Лепка «Гриб в лесу» Изготовление кораблика подручными материалами Учить детей создавать техникой барельефной лепки изображение цветов мимозы; закрепитьприемыотщипыванияикруговогораскатывания;развиватьэстетическоевосприятие,умениенаходитьмест освоейработе наобщемфоне Развивать умение детей работать с пластилином. Развивать восприятие, крупную и мелкую моторику Познакомитьдетейсновойтехникойрисованиягуашьюповосковыммелкам.Упражнять закрашиванииплоскостилистабумагипутемнанесенияразмашистых мазков Создание аппликаций на цветной бумаге, изготовление цельной композиции 14 детей в сплошном 2 3 4 Май 1 2 3 4 ой технике Художественн ый труд Художественн ый труд. Создание коллажа Аппликация Нетрадиционн ое рисование Художественн ый труд Нетрадиционн ое рисование. Рисование ватной палочкой Нетрадиционн ое рисование. Сентябрь 1 Оттиск различными предметами 2 Барельефная лепка 3 Аппликация Рисование пальчиками Октябрь 4 «Волшебство Создание аппликаций на цветной бумаге, используя природные материалы из природных материалов» «Аквариум» Вызвать интерес к созданию коллажа. Учитьраскладывать готовые формы (рыбок) разногоцветаиразмеранаголубомфоне,передвигатьвпоискахудачногоразмещенияиаккуратноприклеивать, использовать технику рисованияпальчиками,дляоформленияаквариума(камешки,пузыри) «Наш огород» Учить детей приклеивать готовые формы для создания единого образа, «По трафарету» «Корзинка цветов» «Цветы поле» Рисование на цветном фоне изображений техникой примакивания с использованием трафарета «Клякса» Изготовление пышного букета с цветами из цветной бумаги. Надрезание бумаги на полоски, скручивание, закрепление клеем, оформление зеленой корзинки цветами из мятой бумаги в Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования ватными пальчиками, использовать окрашенные ватные палочки для создания цветов. Упражняться в технике печатания. Развивать цветовосприятие и чувство композиции Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой, создание узоров из капли краски. развивать у детей умение работать вместе, создавая коллективную работу и находить место своей работе на общем фоне Средняя группа «Ягодки яблочки» и Познакомитьстехникойпечатанияпробкой,поролоновымтампоном и другими подручными предметами.Показатьприемполученияотпечатка.Учитьрисоватьяблокииягоды,рассыпанныенатарелке,используя контрастразмера ицвета «Виноград» Продолжать учить детей создавать изображения предметов (винограда) техникой барельефной лепки, работать вместе; закрепить приемы отщипывания и кругового раскатывания между ладонями. «Листопад» Вызвать интерес к созданию композиции «Листопад». Учить раскладывать готовые формы (листочки) разного размера и цвета на голубом фоне, передвигать в поисках удачного размещения и аккуратно приклеивать. Вырезать листочки из цветной бумаги. Развивать чувство формы, цвета и композиции. Развивать у детей умение работать вместе, создавая коллективную работу и находить место своей работе на общем фоне «Мой город» Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично точки, линиипальчиком на всю поверхность бумаги 15 Рисование ладошкой 2 Оттиск различными предметами 3 Обрывная аппликация 4 Рисование с использование м крупы Ноябрь 1 Рисование набрызгом 1 2 3 4 «Удивительны е животные» «Букет цветов» «Зоопарк» Развивать способности в создании обрывной аппликации. Развивать чувство формы, цвета и композиции.Развивать восприятие, крупную и мелкую моторику. Рисунки из Познакомить детей с нетрадиционным круп и зерен видомрисованиясиспользованиенестандартныхматериалов:различныхкруп.Развиватьтворческоевоображение. «Осенние деревья» Оттиск различными предметами Барельефная лепка «Зимние забавы» Аппликация «Зонтик» Декабрь 1 Художественн ый труд 2 Лепка с элементами аппликации 3 Художественн ый труд 4 Аппликация с элементами рисования Январь Учить наносить рисунок по возможности равномерно на всю поверхность ладони. Вызвать интерес к различным цветам и оттенкам Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования (пакетом). Упражняться в технике печатания. Развивать цветовосприятие. «Осенние деревья» «Игрушка на ёлку» «Новогодняя елка» «Новогодний венок» «Снежинки– сестрички» Учить правильно держать кисточку, снимать лишнюю краску о край баночки. Познакомить детей с новым способом рисования набрызгом. Показать детям красотуосеннейприродыивызватьжеланиеизобразитьее. Развивать эстетическое восприятие. Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования (мятой салфеткой). Упражняться в технике печатания. Развивать цветовосприятие. Учить детей создавать барельефное изображение осеннего дерева; закрепить прием раскатывание пластилина круговыми движениями; учить приему сплющивания пластилина между ладонями; развивать эстетическое восприятие. Вызвать интерес к созданиюкомпозиции «Зонтик». Вырезать элементы из цветной бумаги для создания зонтика. Развивать чувство формы, цвета и композиции. Развивать у детей умение работать вместе, создавая коллективную работу и находить место своей работе на общем фоне Создание ёлочных украшений из подручных материалов, сочетая разные техники и способы художественного оформления. Развивать эстетическое восприятие и интерес к творчеству. Учитьдетейтехникойбарельефнойлепкисоздаватьизображение«пушистойелочки»,техническомуприему«размазы ваниеизстолбика»; закрепить приемы прямого и кругового раскатывания; развивать эстетическое восприятие, чувство композиции Создание новогодних венков, сочетая разные техники и способы художественного оформления. Развивать эстетическое восприятие и интерес к творчеству. Учить детей наклеивать полоски бумаги в форме снежинки на основе готового круга или шестиугольника. Побуждать к дополнению апплекативного образа декоративными элементами (штрихами, пятнышками, мазками), нарисованными красками или фломастерами 16 Барельефная лепка 2 Художественн ый труд 3 Лепка. Пластилиногр афия Февраль 1 Лепка рельефная 1 2 Рисование, художественн ый труд Аппликация «Еловая ветка с шишками» «Рождественск ий ангел» «Корзина с розами» Учить детей создавать техникой барельефной лепки еловые ветки с шишками; закрепить приемы отщипывания, кругового раскатывания; развивать у детей интерес к творчеству. Создание цельной композиции из подручных материалов «Розы» Научить лепить рельефные объемные композиции в подарок близким людям – мамам и бабушкам,показатьвариантыизображенияцветовсэлементами – сердечками, вызвать интерес кобрамлению лепных картин, развивать чувствоформыиритма Изготовление самолетика подручными материалами «Подарок папе» Учить детей техникой барельефной лепки выполнять «розы»; познакомить с новым техническим приемом лепки «сворачивание столбика в спираль»; закрепить приемы прямого и кругового раскатывания, прищипывания; воспитывать любовь к маме, бабушке Объемная аппликация из цветной бумаги Художественн ый труд «Весенний лес» «Морозные узоры» Март 1 Художественн ый труд 2 Лепка «Открытка маме» «Мама» Научить детей оформлять открытки техникой декупаж с использованием техники квиллинг 3 4 Рисование в нетрадиционн ой технике (с использование м пены) 4 Художественн ый труд Апрель 1 Художественн 3 «Весна» Познакомить детей с художественным трудом в технике квиллинг Учить детей создавать техниками барельефной, контррельефной и горельефной лепки изображение (портрет мамы (бабушки); закрепитьприемыотщипыванияикруговогораскатывания;развиватьэстетическоевосприятие,умениенаходитьмест освоейработе наобщемфоне Познакомить детей с рисованием акварельными карандашами. Развивать у детей умение работать вместе, создавая коллективную работу и находить место своей работе на общем фоне. Окрашивание бумаги пеной. Продолжать знакомить детей с нетрадиционнымитехникамирисованияиспользуянестандартныематериалы:мыльнойпеной.Развиватьвоображен ие,творчество «Полезное меню» Создание тарелки фруктов и овощей из подручных материалов «Космос» Изготовление поделок и композиций на тему космоса 17 2 3 4 Май 1 2 3 4 ый труд Художественн ый труд «Волшебство Создание аппликаций на цветной бумаге, используя природные материалы из природных материалов» Аппликация с «Бумажныефа Учить детей создавать изображения использование нтазии» (картины)используяцветныебумажныесалфетки.Продолжатьучитьобрыватьбумагуразнойфактуры и м бумажных приклеивать оборванными краямивверх салфеток Барельефная «Лук на окне» Учитьдетейтехникойбарельефнойлепкивыполнять«лучисолнцаипроросшийлук»,создаватьколлективнуюработу; лепка закрепитьприемыпрямогоикруговогораскатывания Нетрадиционн ое рисование Рисование с элементами лепки Нетрадиционн ое рисование. Рисование ватной палочкой «По Рисование на цветном фоне изображений техникой примакивания с использованием трафарета трафарету» «Рисунок на Продолжатьучитьдетейработатьспластическимматериалом:соленоетесто.Развиватьтворческоевоображение. тесте» «Летний пейзаж» Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования ватными пальчиками, использовать окрашенные ватные палочки для создания летнего пейзажа. Упражняться в технике печатания. Развивать цветовосприятие и чувство композиции Кляксографи я «Превращение кляксы» Учить фантазировать, рисовать фигуры из кляксы. Развивать у детей умение работать вместе, создавая коллективную работу и находить место своей работе на общем фоне Старшая группа «Автомобиль» «Лилии» «Гараж» Создание из пластилина объемной фигуры автомобиля Познакомитьдетейсразличными видами рельефа: барельеф, контррельеф, горельеф. Развиватьэстетическое восприятие и чувство композиции Вызвать интерес к созданиюкомпозиции «Осенний пейзаж». Учить раскладывать отрывные формы разного размера и цвета на цветном фоне, передвигать в поисках удачного размещения и аккуратно приклеивать. Познакомить с техникой обрывной аппликации. Развивать чувство формы, цвета и композиции. Развивать у детей умение работать вместе, создавая коллективную работу и находить место своей работе на общем фоне Изготовление гаража для машинки из цветной бумаги, оформление различными художественными техниками «Носит Учить создавать монохромные композиции на цветном фоне. Обогатить возможность модульного рисования – Сентябрь 1 Лепка 2 Лепкарельефн ая 3 Обрывная аппликация Художественн ый труд Октябрь 1 Модульноерис 4 «Осенний пейзаж» 18 ование 2 3 4 Оттиск различными предметами Оттиск различными предметами Лепка Ноябрь 1 Аппликация 2 3 Художественн ый труд Барельефная лепка Художественн ый труд Декабрь 1 Художественн ый труд 2 Аппликация 4 3 4 одуванчик желтый сарафанчик» «Букет цветов» создавать образы одуванчиков приемом «примакивания» (ватными палочками, тряпочками) «Волшебство из листьев» Продолжить создавать с детьми рисунки с законченной композицией при помощи отпечатывания краски с листьев деревьев и прочих предметов «Осенний лес» Продолжать знакомить детей с различными техниками лепки: барельеф, горельеф, контррельеф. Создать Аппликацию на тему «Осенний лес» разными техниками лепки из пластилина «Бархатистый рисунок» «Домик» Учить детей создавать рисунок при помощи клея, посыпая готовый рисунок солью или сахаром, создавая бархатное покрытие. Развивать мелкую моторику у детей Создание домика из цветной бумаги Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования (пакетом). Упражняться в технике печатания. Развивать цветовосприятие. «Осенние деревья» Учить детей создавать барельефное изображение осеннего дерева; закрепить прием раскатывание пластилина круговыми движениями; учить приему сплющивания пластилина между ладонями; развивать эстетическое восприятие. «Открытка на Создание новогодней открытки техникой «Квиллинг» новый год» «Игрушка ёлку» «Цветной полет» на Создание ёлочных украшений из подручных материалов Лепка из «Елочка» соленного теста Аппликация с «Заснеженный элементами дом» рисования Январь 1 Обрывная аппликация «Мой любимец» Закреплять умение симметрично вырезать изображениебабочкиизбумаги,сложеннойвдвое,симметричнорасполагатьузорнакрыльях.Поощрятьоригинальны йподходкработе.Развиватьинтерескколлективной Продолжать учить детей лепить из соленного теста композиции. Раскрашивать получившиеся фигуры Продолжать учить детей изготавливать аппликации, вырезать необходимые элементы из бумаги, создать выразительное изображение заснеженного дома, применять различные техники оформления (аппликация, нетрадиционное рисование). Развивать способности в создании обрывной аппликации. композиции.Развивать восприятие, крупную и мелкую моторику. 19 Развивать чувство формы, цвета и Художественн ый труд 3 Аппликация на тарелке Февраль 1 Художественн ый труд 2 Рисование, художественн ый труд 3 Оттиск различными предметами 4 Рисование нетрадиционн ой техникой Март 1 Художественн ый труд 2 Рисование нитками 2 3 Лепка 4 Лепка Апрель 1 Художественн ый труд 2 Аппликация 3 4 Аппликация втехнике «декупаж» Аппликация «Открытка на Научить детей создавать открытки техникой декупаж Рождество» «Овощи в Учить детей использовать готовые формы для создания аппликации, создавать индивидуальную и целостную тарелке» композицию. «Превращение шишки» «Подарок папе» Продолжить детей знакомить с лепкой. Развитие воображения и мелкой моторики «Волшебный круг» Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования (оттиск крышками). Упражняться в технике печатания. Развивать цветовосприятие. «Домашний любимец» Продолжать учить рисовать, использовать зубную щетку при рисовании котят и щенят (домашних любимцев) с пушистой шерстью. «Открытка маме» «Красивые картинки из разноцветных ниток» Научить детей оформлять открытки техникой декупаж «Полезное меню» «Лебеди» «Космический корабль» «Праздничная верба» «Коробочка для секретиков» «Наш огород» Рисование и оформление кораблика подручными материалами Продолжать учить детей разным нетрадиционным способам рисования, познакомить с новым необычным изобразительным материалом. Развивать цветовосприятие, умение подбирать для своей композиции соответствующие цветовые сочетания. Учить аккуратно пользовать клеем, наносить его на контур рисунка тонкой струйкой. Научить выкладывать нить точно по нарисованному контуру, развивать координацию движений, мелкую моторику кистей рук. Развивать умение детей работать с пластилином. Развивать восприятие, крупную и мелкую моторику Развиватьпрактическиеуменияинавыкидетейприсозданиизаданногообразапосредствомпластилинографии Создание космического корабля из подручных материалов Продолжить знакомить детей с христианской традициейчерезизображениевербы.Закрепитьумениескатыванияшариковизсалфеток Познакомить детей с новой техникой«декупаж». Развиватьусидчивость, аккуратность, воображение Учить детей приклеивать готовые формы для создания единого образа, 20 Май 1 2 3 4 Нетрадиционн ое рисование Рисование втехнике «набрызг» Лепка Пластилинова я живопись Художественн ый труд Сентябрь 1 Лепка 2 Лепка рельефная 3 Рисование нитками Художественн ый труд Октябрь 1 Модульноерис ование 4 2 3 Оттиск различными предметами Оттиск различными предметами «По трафарету» «Зашумела, разгулялась в поле непогода» «Я рисую пластилином» Рисование на цветном фоне изображений техникой примакивания с использованием трафарета Учитьрисоватьпейзажспомощьюнетрадиционной техники,развиватьвоображение,аккуратность Познакомить детей с новым способом создания картины с помощью пластилина. Развивать цветовосприятие и чувство композиции «Волшебство Создание аппликаций на цветной бумаге, используя природные материалы из природных материалов» Подготовительная группа «Моя семья» «Моя мечта» «Осенний пейзаж» «У озера» Создание из пластилина объемной фигуры автомобиля Познакомитьдетейсразличными видами рельефа: барельеф, контррельеф, горельеф. Развиватьэстетическое восприятие и чувство композиции Продолжать учить детей разным нетрадиционным способам рисования, познакомить с новым необычным изобразительным материалом. Развивать цветовосприятие, умение подбирать для своей композиции соответствующие цветовые сочетания. Учить аккуратно пользовать клеем, наносить его на контур рисунка тонкой струйкой. Научить выкладывать нить точно по нарисованному контуру, развивать координацию движений, мелкую моторику кистей рук. Изготовление поделки из цветной бумаги и картона «Носит одуванчик желтый сарафанчик» «Букет цветов» Учить создавать монохромные композиции на цветном фоне. Обогатить возможность модульного рисования – создавать образы одуванчиков приемом «примакивания» (ватными палочками, тряпочками) «Волшебство из листьев» Продолжить создавать с детьми рисунки с законченной композицией при помощи отпечатывания краски с листьев деревьев и прочих предметов Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования (пакетом). Упражняться в технике печатания. Развивать цветовосприятие. 21 4 Лепка Ноябрь 1 Аппликация 2 3 Художественн ый труд Барельефная лепка Художественн ый труд Декабрь 1 Художественн ый труд 2 Аппликация обрывная 4 3 4 «Осенний лес» Продолжать знакомить детей с различными техниками лепки: барельеф, горельеф, контррельеф. Создать Аппликацию на тему «Осенний лес» разными техниками лепки из пластилина «Бархатистый рисунок» «Домик» Учить детей создавать рисунок при помощи клея, посыпая готовый рисунок солью или сахаром, создавая бархатное покрытие. Развивать мелкую моторику у детей Создание домика из цветной бумаги «Осенние деревья» Учить детей создавать барельефное изображение осеннего дерева; закрепить прием раскатывание пластилина круговыми движениями; учить приему сплющивания пластилина между ладонями; развивать эстетическое восприятие. «Открытка на Создание новогодней открытки техникой «Квиллинг» новый год» «Игрушка на Создание ёлочных украшений из подручных материалов ёлку» «Зимний день» Закреплять навыки симметричного вырезывания (фигурки людей, домики), использования приёма обрывания (деревья, снеговик); учить создавать коллективную работу; развивать творчество детей. Воспитывать умение создавать общую картину и понимание того, что от работы каждого зависит общий результат Рисование «Дед Мороз» Научить новому приему оформления изображения:присыпаниесольюпомокройкраске для создания объемности солью изображения. Закрепитьумение рисоватьфигуруизображаемого персонажа, передавая форму частей, ихрасположение,относительную величину. Закрепить навыки рисования гуашью, умение смешивать на палитре краску, разбеливая основной тон для получения болеесветлого оттенка. Побуждать детей к творческой активности, помочь в овладении изобразительными навыками и умениями Аппликация с «Заснеженный Продолжать учить детей изготавливать аппликации, вырезать необходимые элементы из бумаги, создать элементами дом» выразительное изображение заснеженного дома, применять различные техники оформления (аппликация, рисования нетрадиционное рисование). Январь 1 Обрывная аппликация 2 Художественн ый труд 3 Аппликация на тарелке Февраль 1 Художественн «Мой Развивать способности в создании обрывной аппликации. Развивать чувство формы, цвета и любимец» композиции.Развивать восприятие, крупную и мелкую моторику. «Открытка на Научить детей создавать открытки техникой декупаж Рождество» «Овощи в Учить детей использовать готовые формы для создания аппликации, создавать индивидуальную и целостную тарелке» композицию. «Превращение Продолжить детей знакомить с лепкой. Развитие воображения и мелкой моторики 22 2 3 4 ый труд Рисование, художественн ый труд Оттиск различными предметами Рисование нетрадиционн ой техникой Март 1 Художественн ый труд. Изготовление фоторамок в технике «бумагопласт ика» 2 Художественн ый труд. Изготовление вазы в технике «декупаж» 3 Лепка шишки» «Подарок папе» Рисование и оформление кораблика подручными материалами «Волшебный круг» Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования (оттиск крышками). Упражняться в технике печатания. Развивать цветовосприятие. «Домашний любимец» Продолжать учить рисовать, использовать зубную щетку при рисовании котят и щенят (домашних любимцев) с пушистой шерстью. «Подарок маме» Научить работать с бросовым материалом, набиратьмассуизсалфеток,смоченнымобойнымклеем,выкладыватьэтумассунарамкиизгофрированногокартона «Ваза» Продолжать развивать умение декорировать различные готовые изделия, подбирать нужные цветовые соотношения, пользоваться клеем в качестве покрытия. Поощрять желание участвовать в выставке, показывать свои работы, умение рассказывать о них друзьям и родителям. «Полезное меню» 4 Рисование по «Нарисуем мокрому озеро» Апрель 1 Художественн «Космический ый труд корабль» 2 Художественн «Волшебство ый труд из природных материалов» 3 Художественн «Аквариум» ый труд. Создание Развивать умение детей работать с пластилином. Развивать восприятие, крупную и мелкую моторику Познакомитьдетейсновойтехникойрисованияпо мокрой бумаге Создание аппликаций на цветной бумаге, изготовление Создание аппликаций на цветной бумаге, используя природные материалы Вызвать интерес к созданию коллажа. Учитьраскладывать готовые формы (рыбок) разногоцветаиразмеранаголубомфоне,передвигатьвпоискахудачногоразмещенияиаккуратноприклеивать, использовать технику рисованияпальчиками,дляоформленияаквариума(камешки,пузыри) 23 4 Май 1 2 3 4 коллажа Пластилиногр афия «Пластилинов ая картина» Продолжить с детьми развитие работы в технике пластилинографии Нетрадиционн ое рисование Художественн ый труд Декорировани е горшков для комнатных цветов Пластилинова я живопись «По трафарету» «Цветочный горшочек» Рисование на цветном фоне изображений техникой примакивания с использованием трафарета «Замок доброго волшебника» Нетрадиционн ое рисование. «Звездное небо» Дать детям представление об архитектуре старинных зданий. Продолжать развивать умения детей выполнять лепную картину на плоскости. Учить украшать сказочное здание башенками, окошками, оформлять сказочный пейзаж декоративными элементами Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой, создание брызг, работа с трафаретами. Развивать у детей умение работать вместе, создавая коллективную работу и находить место своей работе на общем фоне Учить украшать готовые формы элементами 2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы Детская инициатива – спонтанное, самостоятельное проявление ребёнком своей активности, его включение в тот или иной вид деятельности по собственной воле. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детской инициативы в различных видах деятельности. Способы поддержки детской инициативы в художественной деятельности: 1. Создание условий. 2. Позиция педагога. 3. Формы организации деятельности. Задача педагога – поддержать инициативу во всех её сферах и специфичных видах деятельности. Поддержка детской инициативы осуществляется путём: 1) Создания развивающей предметно-пространственной среды. Образовательная среда, должна стимулировать художественное развитие детей. 24 2) Обеспечения психолого-педагогической поддержки ребёнка. Педагог занимает позицию уважения к ребёнку. Уважать ребенка – значит считаться с ним, учитывая, насколько то или иное дело важно для него здесь и сейчас, и насколько то, что он делает, соответствует содержаниям, заложенным в культуре. 3) Выбора педагогом культурных практик с учётом возраста и индивидуальных особенностей детей. Существуют следующие способы и направления поддержки детской инициативы: - уважать индивидуальные вкусы и привычки детей, - выбор оптимального уровня, - поощрение, похвала, подбадривание (правильности осуществляемого ребенком действия, а не его самого), - обеспечение благоприятной атмосферы, доброжелательность со стороны педагога, отказ педагога от высказывания оценок и критики в адрес ребенка, - положительная оценка (как итогового, так и промежуточного результата), - проявление внимания к интересам и потребностям каждого ребенка, - косвенная (недирективная) помощь (подсказать желаемое действие, направить и др.), - личностный примерпедагога дополнительного образования(использование грамотной правильной речи, отношение к собеседнику, настроение), - отсутствие запрета на выбор партнера для выполнения задания, - предложение альтернативы (другого способа, варианта действия), - обеспечение выбора различных форм деятельности (индивидуальной, парной, групповой), - отмечать и приветствовать даже самые минимальные успехи детей, - предоставление детям возможности активно задавать вопросы, - не критиковать результаты ребенка и его самого как личность, - обращаться к детям с просьбой продемонстрировать свои достижения и научить его добиваться таких же результатов сверстников, - создавать в группе положительный психологический микроклимат. 25 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Описание материально-технического обеспечения программы Для реализации данной программы необходимы разнообразные художественные материалы: бумага цветная двусторонняя; цветные карандаши; акварельные карандаши; восковые мелки; акварель (желательно полумягкая 12-24 цветов); гуашевые краски; акриловые краски; кисти (разных размеров, формы (круглые, плоские)) баночки для воды; салфетки; салфетки для декупажа; пластилин; стеки; доски для лепки; бумага разной фактуры картон цветной; клей; ножницы; цветные нитки; разнообразный бросовый материал (палочки, крышки, пуговицы и т.п.); природный материал (шишки, веточки и т.п.); набор для квилинга; набор для создания соленого теста (соль, мука, вода); акриловый лак; цветочные горшочки; различные материалы для художественного оформления работ (соль, крупа, бусины, пуговки). 3.2 Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания Видео-материалы из сети Интерет. Список литературы для педагога: 26 Иванова Г. В. Открытки с улыбкой, СПб.: Тригон, 2007. — 25 с. [PDF] Колдина Д. Н. Лепка и рисование с детьми 2–3 лет. Конспекты занятий. -М.: "Мозайка-синтез", 2015. - 62 с. [PDF] Колдина Д. Н. Лепка и рисование с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий. -М.: "Мозайка-синтез", 2015. - 62 с. [PDF] Колдина Д. Н. Лепка и рисование с детьми 6-7 лет. Конспекты занятий. -М.: "Мозайка-синтез", 2015. - 62 с. [PDF] Куцакова Л. - Энциклопедия творческого развития: рисуем, лепим, мастерим, 224 с. (2012) [PDF] Лыкова И.А. «ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ». Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2–7 лет в изобразительной деятельности (формирование эстетического отношения к миру). – М.: ИД «Цветной мир», 2019. – 136 с. 16-е издание, перераб. и доп.[PDF] Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний возраст.- М.: "Карапуз", 2018 г. - 144 с. [PDF] Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа.- М.: "Карапуз - дидактика", 2007 г. - 144 с. [PDF] Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа.- М.: "Карапуз", 2009 г. - 200 с. [PDF] Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа.- М.: "Карапуз - дидактика", 2019 г. - 208 с. [PDF] Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная группа.- М.: "Карапуз - дидактика", 2009 г. - 208 с. [PDF] Нищева Н. В. Четыре времени года. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. — 31 с. [MO World] Тятюшкина Н. Н. Архитектура для дошкольников. Формирование элементарных знаний об архитектуре. - М.: "Белый ветер", 2007. - 36 с. [PDF] Список литературы для родителей: Комарова Т. С. Детское художественное творчество. -М.: "Мозайка-синтез", 2020. - 62 с. [PDF] Бутенко Н.В. «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста: методика, технология, практика: монография . – Москва: Издательство «Перо», 2018. – 200 с. [PDF] Литвинова О. Э. Художественно-эстетическое развитие ребенка раннего дошкольного возраста — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС», 2021. — 256 с. [PDF] 3.3. Кадровые условия Кадровое обеспечение реализации Программы Кадровое обеспечение реализации Программы Педагог дополнительного образования, имеющий высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю Программы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование 27 и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика», уровень подготовки, соответствующий профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Педагог обладает знаниями и специальными навыками по действиям в чрезвычайных ситуациях, оказанию первой доврачебной помощи в том числе: знает и учитывает в процессе обучения индивидуальные особенности детей, возрастные особенности развития, физического и психологического состояния, владеет методиками адаптации и реабилитации, создает атмосферу благожелательности и гостеприимства, умеет разрешать конфликтные ситуации. 3.4. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Этот вид работы включает в себя входной (в начале года) и итоговый (в конце года) мониторинг. Его результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях, в консультировании родителей и педагогов. Формы контроля: 1. Форма подведения итогов: выставка творческих работ 2. Формы входного контроля: опрос, игра 3. Формы текущего контроля: игра, беседа, выставка творческих работ 4. Формы итогового контроля: беседа, опрос, выставка творческих работ, игра Диагностика дошкольника № 1 ФИО Начало учебного года Конец учебного года Результат При проведении аттестации используются методы: педагогическая диагностика, беседа, наблюдение, творческие задания. Отслеживание результатов направлено на получение информации о знаниях, умениях и навыках обучающихся и на определение эффективности функционирования педагогического процесса. Для проверки знаний, умений и навыков в объединении используются следующие виды контроля: Входной, направленный на выявление требуемых на начало обучения знаний, умений и навыков. Дает информацию об уровне подготовки учащихся. При проведении аттестации используются методы: педагогическая диагностика, беседа, наблюдение, творческие задания, игра. Итоговый. Проводится по результатам обучения (беседа, опрос, итоговое тестирование). 28